Государственный бюджет как главное звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргизской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения……………………..5
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета…………………….7
ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета………………………………………. 14
2.2 Расходы государственного бюджета……………………………………….19
ГЛАВА 3. Проблемы и роль госбюджета
3.1 Дефицит бюджета…………………………………………………………....26
3.2 Государственный долг……………………………………………………....28
3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы…….30
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы…………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовая гос бюджет.docx

— 126.43 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и  науки Кыргызской Республики

      Академия  Управления при президенте Кыргызской Республики

      Институт  Экономики и Финансов

      Кафедра «Финансы и банковское дело» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На  тему: Государственный бюджет как главное звено финансовой системы 
 
 
 
 

                                                                 Выполнил: Анарбаева Минура, 

                                                                                  3 курс  и группа Буа 2-09

                                                                  Проверила: к.э.н. Курманова Р.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Бишкек  – 2011

      Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики

1.1 Бюджетная  система: состав и принципы  построения……………………..5

1.2 Сущность  и особенности государственного  бюджета…………………….7 

ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР

2.1 Доходы  государственного бюджета………………………………………. 14

2.2 Расходы  государственного бюджета……………………………………….19 

ГЛАВА 3. Проблемы и роль госбюджета

3.1 Дефицит  бюджета…………………………………………………………....26

3.2 Государственный долг……………………………………………………....28

3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы…….30

Заключение……………………………………………………………………....33

Список  использованной литературы…………………………………………..34 

 

Введение 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

     Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

     Моя курсовая работа состоит из 3-х глав:

     Глава 1. Бюджетная система КР. Здесь  я рассматриваю бюджетную систему  КР, его состав, принципы построения, сущность и особенности госбюджета КР.

     Глава 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР. Здесь я рассматриваю источники доходов госбюджета и статьи его расходов. 

Глава 3. Проблемы и роль госбюджета. Здесь я рассматриваю дефицит бюджета  и государственный долг, а также роль государственного бюджета как главное финансовой системы. 
 

 

ГЛАВА 1. Бюджетная система  Кыргызской Республики 

1.1 Бюджетная система:  состав и принципы  построения 

     Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственной  власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок  формирования расходной части.

     Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным  устройством страны. В унитарных  государствах бюджетная система  включает 2 звена: центральный бюджет и местные бюджеты, а в федеративных государствах – 3 звена: центральный  бюджет, бюджеты членов федерации  и местные бюджеты.

     В соответствии с законодательством, Кыргызстан является суверенным, унитарным, демократическим государством1, построенным на началах правового светского государства, и имеет двухуровневую структуру бюджетной системы.2

     К принципам построения бюджетной  системы относится принципы единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, системы самостоятельности бюджетов и гласности.

     Основополагающие  принципы бюджетного устройства закрепляются Конституцией Кыргызской Республики и  специальным законодательством.

  Бюджетная система Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права система отношений  по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению республиканского и  местных бюджетов, внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики.3

     Принцип единства бюджетной системы Кыргызстана  обеспечивается единой правовой базой, денежной системой, формами бюджетной  документации, едиными бюджетными классификациями, а также согласованными принципами бюджетного процесса.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня и правом определять направление и их использование, и расходование в соответствии с  законодательством КР.

     Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий  год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей  бюджетов итогов их исполнения.

     Бюджетная система КР состоит из 2-х звеньев:4 самостоятельных республиканского и местных бюджетов, включаемых в государственный бюджет республики.

     Государственный бюджет КР представляет собой совокупность республиканского бюджета и местных  бюджетов, и используются для свода  статистических показателей и анализа  показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от общегосударственных  налогов в местные бюджеты. Государственный  бюджет утверждается законодательным  органом власти.

     Республиканский бюджет – составная и важнейшая  часть государственного бюджета, где  отражены доходы и расходы, которые  осуществляет Правительство КР. Он служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем и  имеющим статус республиканского Закона.

     Через республиканский бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые перераспределяются с целью государственного регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории КР.

     Местный бюджет является частью бюджетной системы  КР. Он является финансовой основой  деятельности местных органов управления. В условиях рыночной экономики местные  бюджеты так же, как и республиканский бюджет, занимают важное место в экономическом и социальном развитии регионов.

     Местное управление в КР представлено местными администрациями на областных и районных уровнях и органами местного самоуправления. Местная государственная администрация обеспечивает в областях и районах согласованную деятельность, имея для этого местный бюджет. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами, т.е. население, и также располагает местными бюджетами. 

1.2 Сущность и особенности  государственного  бюджета 

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета  он рассматривается как финансовый план государства.

     В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда государства  или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы  страны.

     В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и  их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической  категории.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают  между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного  фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

     С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической  категории.

     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с  планом социального развития системы  как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса  страны придает государственному бюджету  новый статус – главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

Информация о работе Государственный бюджет как главное звено финансовой системы