Государственный бюджет как главное звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргизской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения……………………..5
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета…………………….7
ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета………………………………………. 14
2.2 Расходы государственного бюджета……………………………………….19
ГЛАВА 3. Проблемы и роль госбюджета
3.1 Дефицит бюджета…………………………………………………………....26
3.2 Государственный долг……………………………………………………....28
3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы…….30
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы…………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовая гос бюджет.docx

— 126.43 Кб (Скачать документ)
     
Соотношение д. и р., млн. сом 2005 2006 2007 2008 2009 
2010 
Доходы 20 367,9 25 081,3 35 988,4 46 596,4 55 322 57385,0
Расходы 20 143,7 25 297,8 35 859,4 45 031,7 58 245 60 446,5
Дефицит/Профицит 224,2 -216,5 129,0 1 564,7 -2 923,3 -3 061,5
 
 

3.2 Государственный долг 

     Нарастание  бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и росту государственного долга.

     Государственный долг – это сумма накопленных  в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

     Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.

     Внутренний  долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

     Существует  много различных мнений в отношении  к бюджетному дефициту и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга недопустимым при любых условиях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы 

     Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает  финансовую базу, необходимую для  финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления.

     Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

     Роль  государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем:

     1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику ¾ предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

     2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы ¾ просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

     3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

     4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения ¾ магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

     5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

     6. Государственный бюджет ¾ это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. 

 

Заключение 

     Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.

     Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

     В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный.

     Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности.

     Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов.

     Список использованной литературы 

  1. Гукасьян  Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М, 2000, 199 с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и Сервис", 2000, 416 с.
  3. Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное обращение и кредит», Бишкек, 2008
  4. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2007, №5.
  5. Интернет – ресурсы   http://www.budget.kg/
  6. http://www.minfin.kg
  7. http://www.kazna.gov.kg
  8. Отчет об исполнении государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010 год: http://www.minfin.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=893:-2010-&catid=108:2011-08-22-06-52-45&Itemid=172
  9. Пояснительная записка к отчету об исполнении государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010 год
  10. учебно-методический комплекс по дисциплине «Общественные финансы и бюджет»  Составитель к.э.н., профессор АУПКР Жапаров Т.Т, Бишкек-2009г
 
 
 
 

Размещено

Информация о работе Государственный бюджет как главное звено финансовой системы