Государственный бюджет как главное звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргизской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения……………………..5
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета…………………….7
ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета………………………………………. 14
2.2 Расходы государственного бюджета……………………………………….19
ГЛАВА 3. Проблемы и роль госбюджета
3.1 Дефицит бюджета…………………………………………………………....26
3.2 Государственный долг……………………………………………………....28
3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы…….30
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы…………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовая гос бюджет.docx

— 126.43 Кб (Скачать документ)

     Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных  задач, укрепления обороноспособности.

     Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования  и использования централизованного  фонда денежных средств в целях  расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства. 

Порядок формирования, принятия, исполнения республиканского и местных бюджетов, а также  аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет принимается  законом, местные бюджеты –

решением  соответствующих представительных органов.5

       Формирование и использование государственного бюджета в КР имеет ряд отличительных черт.

     Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

     1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер. 

     Балансовый  метод разработки планов является одним  важных методов установления пропорций  в народном хозяйстве. Балансовый метод  бюджета позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать выводы о необходимости изменения  тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

     2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал инициативой местных органов  власти. Развитие местного самоуправления  – экономическая основа реализации  принципа развития демократического  общества.

     3. С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами КР и  иными сферами.

     4. Отличительной чертой государственного  бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан  со всеми отраслями народного  хозяйства.

     Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии  финансирования их. Выполнение этих функций  бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

     Понятие бюджета в современной его  трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и  экономическая категория. Когда  речь идет о государственном бюджете  как о финансовом плане, подразумевают  сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

     Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

     Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и  имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств  государства.

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную  стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли предприятий и  хозяйственных организаций различных  форм собственности. 

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение  в его функциях.

     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)

     Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям хозяйства  – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым  другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных  и быстроокупаемых проектов. Для  регулирования экономики используются налоги.

     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В  условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования  усиливается.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются: 1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов КР. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают  агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт.

построение  принцип функция механизм бюджет  

 

ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР 

2.1 Доходы государственного  бюджета 

     Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующей  классификацией и существующим законодательством.6

     Доходы  бюджета образуются преимущественно  за счет поступлений прямых и косвенных  налогов, неналоговых и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.

  Доходы, поступившие в бюджет, используются для финансирования расходов бюджета  в соответствии с законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете  и нормативными правовыми актами аильных, поселковых и городских  кенешей о местном бюджете. Закрепление  источников дохода за конкретными статьями расходов осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

  Неналоговые доходы - это поступления денежных средств в республиканский и  местные бюджеты Кыргызской Республики в виде сборов, платежей и иных неналоговых  доходов, предусмотренных законодательством  Кыргызской Республики, а также поступления  денежных средств за оказанные органами государственной власти и местного самоуправления услуги и работы в  соответствии с законодательством  Кыргызской Республики.

  Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части  бюджета не отражаются.7

Состав  доходов бюджета Кыргызской Республики входят:

  Статья 31. Общегосударственные налоги и  другие доходы  

  Общегосударственными  являются налоги, ставки которых, объекты  и субъекты налогообложения, а также  методы сбора определяются Налоговым  кодексом Кыргызской Республики и которые  взимаются на всей ее территории. К  общегосударственным налогам и  другим доходам относятся:

  а) налог на прибыль юридических  лиц независимо от форм собственности;

  б) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;

  в) подоходный налог с физических лиц;

  г)8 единый налог для субъектов малого предпринимательства;

  д)9 доходы от обязательного патентирования;10  

 е)  другие общегосударственные налоги  и доходы, устанавливаемые в законодательном  порядке. 

  К неналоговым доходам относятся:

  а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

  б) доходы от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в  государственной или муниципальной  собственности;

  в) доходы от платных услуг и работ, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти и местного самоуправления в  соответствии с законодательством  Кыргызской Республики;

  г) средства, полученные в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности, в  частности: штрафы, конфискация, компенсация;

  д) иные неналоговые поступления, предусмотренные  законами Кыргызской Республики.

  Общегосударственные налоги и другие доходы могут поступать  как в республиканский, так и  в местные бюджеты.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доходы  государственного бюджета КР12, млн. сом 2009 2010
Доходы  и трансферты (гранты) 55 357,4 57385,0
Общие доходы (Текущие + Доходы от операций с  капиталом) 45156,00 47467,0
Текущие доходы (Налоговые + Неналоговые) 45156,00 47467,0
Налоговые поступления 36,40 39,7
Подоходный  налог с физических лиц-резидентов КР 3,50 3,9
Налог на доходы физических лиц-нерезидентов КР 4,10 4,90
Налог на проценты 77,10 84,6
Единый  налог для субъектов малого предпринимательства 102,60 136,2
Доходы  от обязательного патентирования 722,10 745,5
Налоги  на движимое имущество 455,60 470,1
Налог на добавленную стоимость (НДС): 13467,00 14602,0
НДС на товары и услуги, производимые на территории КР 4588,00 4232,0
НДС на товары, ввозимые на территорию КР 8879,00 10370,0
Налог с продаж 3932,60 4523,7
Налог за пользование автомобильными дорогами 138,30 139,5
Отчисления  для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 264,30 -5,9
Акцизный  налог на товары, производимые на территории КР 506,70 520,8
Акцизный  налог на товары, ввозимые на территорию КР 1162,10 1168,5
Конфискации, штрафы, штрафные санкции, налагаемые налоговыми органами 317,60 315,1
Налоги  за использование недр: 2625,50 205,7
Налоги  на международную торговлю и операции 4138,50 4347,7
Полученные  официальные трансферты 10201,80 11211,0
Неналоговые доходы 9058,60 11000,2
Проценты  по депозитам 54,90 38,5
Проценты  по выданным бюджетным ссудам и кредитам 410,50 500,7
Дивиденды 150,50 689,8
Прибыль Национального банка Кыргызской Республики 774,00 445,0
Плата за выдачу лицензии и др.разрешительных документов на право осуществления  предпринимательской деятельности 117,80 114,7
Плата за право осуществления лотерейной деятельности 1,50 1,9
Роялти 487,70 498,1
Курсовая  прибыль 6,40 7,3
Плата за оказание разных видов услуг 4475,30 5213,1
Плата за аренду помещений, зданий и сооружений, находящихся в государственной  и муниципальной собственности 19,20 3220,7
Сборы и платежи 466,9 395,3
Государственные пошлины 340,00 267,6
Административные  сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж 6089,40 6600,2
Штрафы, санкции, конфискации 317,60 243,6
Добровольные  трансферты, кроме грантов 54,30 68,3
Прочие  неналоговые доходы 114,00 443,0

Информация о работе Государственный бюджет как главное звено финансовой системы