Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргизской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения……………………..5
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета…………………….7
ГЛАВА 2. Анализ доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета………………………………………. 14
2.2 Расходы государственного бюджета……………………………………….19
ГЛАВА 3. Проблемы и роль госбюджета
3.1 Дефицит бюджета…………………………………………………………....26
3.2 Государственный долг……………………………………………………....28
3.3 Роль государственного бюджета как главное финансовой системы…….30
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы…………………………………………..34
Государственный
бюджет – основной финансовый план
страны, центральное звено финансовой
системы. Его главное назначение
– с помощью финансовых средств
создать условия для
Государственный
бюджет служит основным инструментом
государства в централизации
и перераспределении валового общественного
дохода. Государственный бюджет страны
– основная форма планомерного образования
и использования
Порядок формирования, принятия, исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет принимается законом, местные бюджеты –
решением
соответствующих
Формирование и использование государственного бюджета в КР имеет ряд отличительных черт.
Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1.
Составление и использование
бюджета носит ярко выраженный
балансовый характер.
Балансовый
метод разработки планов является одним
важных методов установления пропорций
в народном хозяйстве. Балансовый метод
бюджета позволяет наметить необходимые
соотношения между объемом
2.
Формирование и использование
государственного бюджета
3.
С помощью государственного
4.
Отличительной чертой
Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Понятие бюджета в современной его трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
Государственный
бюджет как экономическая категория
выражает систему экономических
отношений между государством, с
одной стороны, предприятиями, организациями
и населением – с другой, по поводу
распределения и
Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формирование
государственного бюджета происходит
как на стадии первичного распределения
национального дохода, так и в
ходе его перераспределения. В процессе
первичного распределения национального
дохода государство получает в свое
распоряжение часть чистого дохода
в форме налогов (налога на добавленную
стоимость, акцизов и др.). В результате
перераспределения в бюджет поступает
часть прибыли предприятий и
хозяйственных организаций
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному
бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции –
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)
Через
расходы и налоги государственный
бюджет выступает важным инструментом
распределения (регулирования) и стимулирования
экономики и инвестиций, повышения
эффективности производства. Через
бюджет оказывается государственная
поддержка отдельным отраслям хозяйства
– авиастроению, космическим программам,
атомной промышленности, энергомашиностроению,
угольной промышленности и некоторым
другим. Такая поддержка зачастую
связана с реализацией
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная
функция государственного бюджета
осуществляется в процессе формирования
доходов бюджета и
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов КР. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
построение
принцип функция механизм бюджет
ГЛАВА
2. Анализ доходов и расходов
бюджета КР
2.1
Доходы государственного
бюджета
Доходы
бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходы
бюджета образуются преимущественно
за счет поступлений прямых и косвенных
налогов, неналоговых и других доходов,
установленных Налоговым
Доходы, поступившие в бюджет, используются для финансирования расходов бюджета в соответствии с законом Кыргызской Республики о республиканском бюджете и нормативными правовыми актами аильных, поселковых и городских кенешей о местном бюджете. Закрепление источников дохода за конкретными статьями расходов осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Неналоговые
доходы - это поступления денежных
средств в республиканский и
местные бюджеты Кыргызской Республики
в виде сборов, платежей и иных неналоговых
доходов, предусмотренных
Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.7
Состав доходов бюджета Кыргызской Республики входят:
Статья
31. Общегосударственные налоги и
другие доходы
Общегосударственными являются налоги, ставки которых, объекты и субъекты налогообложения, а также методы сбора определяются Налоговым кодексом Кыргызской Республики и которые взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:
а) налог на прибыль юридических лиц независимо от форм собственности;
б) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;
в) подоходный налог с физических лиц;
г)8 единый налог для субъектов малого предпринимательства;
д)9 доходы от обязательного патентирования;10
е)
другие общегосударственные
К неналоговым доходам относятся:
а)
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
б)
доходы от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
государственной или
в)
доходы от платных услуг и работ,
оказываемых государственными органами
и органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями,
подведомственными органам
г) средства, полученные в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности, в частности: штрафы, конфискация, компенсация;
д) иные неналоговые поступления, предусмотренные законами Кыргызской Республики.
Общегосударственные
налоги и другие доходы могут поступать
как в республиканский, так и
в местные бюджеты.11
Доходы государственного бюджета КР12, млн. сом | 2009 | 2010 |
Доходы и трансферты (гранты) | 55 357,4 | 57385,0 |
Общие доходы (Текущие + Доходы от операций с капиталом) | 45156,00 | 47467,0 |
Текущие доходы (Налоговые + Неналоговые) | 45156,00 | 47467,0 |
Налоговые поступления | 36,40 | 39,7 |
Подоходный налог с физических лиц-резидентов КР | 3,50 | 3,9 |
Налог на доходы физических лиц-нерезидентов КР | 4,10 | 4,90 |
Налог на проценты | 77,10 | 84,6 |
Единый налог для субъектов малого предпринимательства | 102,60 | 136,2 |
Доходы от обязательного патентирования | 722,10 | 745,5 |
Налоги на движимое имущество | 455,60 | 470,1 |
Налог на добавленную стоимость (НДС): | 13467,00 | 14602,0 |
НДС на товары и услуги, производимые на территории КР | 4588,00 | 4232,0 |
НДС на товары, ввозимые на территорию КР | 8879,00 | 10370,0 |
Налог с продаж | 3932,60 | 4523,7 |
Налог за пользование автомобильными дорогами | 138,30 | 139,5 |
Отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 264,30 | -5,9 |
Акцизный налог на товары, производимые на территории КР | 506,70 | 520,8 |
Акцизный налог на товары, ввозимые на территорию КР | 1162,10 | 1168,5 |
Конфискации, штрафы, штрафные санкции, налагаемые налоговыми органами | 317,60 | 315,1 |
Налоги за использование недр: | 2625,50 | 205,7 |
Налоги на международную торговлю и операции | 4138,50 | 4347,7 |
Полученные официальные трансферты | 10201,80 | 11211,0 |
Неналоговые доходы | 9058,60 | 11000,2 |
Проценты по депозитам | 54,90 | 38,5 |
Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам | 410,50 | 500,7 |
Дивиденды | 150,50 | 689,8 |
Прибыль Национального банка Кыргызской Республики | 774,00 | 445,0 |
Плата
за выдачу лицензии и др.разрешительных
документов на право осуществления
предпринимательской |
117,80 | 114,7 |
Плата за право осуществления лотерейной деятельности | 1,50 | 1,9 |
Роялти | 487,70 | 498,1 |
Курсовая прибыль | 6,40 | 7,3 |
Плата за оказание разных видов услуг | 4475,30 | 5213,1 |
Плата за аренду помещений, зданий и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности | 19,20 | 3220,7 |
Сборы и платежи | 466,9 | 395,3 |
Государственные пошлины | 340,00 | 267,6 |
Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж | 6089,40 | 6600,2 |
Штрафы, санкции, конфискации | 317,60 | 243,6 |
Добровольные трансферты, кроме грантов | 54,30 | 68,3 |
Прочие неналоговые доходы | 114,00 | 443,0 |
Информация о работе Государственный бюджет как главное звено финансовой системы