Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:32, курсовая работа

Описание

Задачи работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории
1.1 Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России 5
1.2 История возникновения государственного долга РФ 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ 15
2.2 Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга 22
2.3 Проблемы влияния государственного долга на экономику России 24
3. Модель инновационного механизма решения проблемы государственного долга 27
Заключение 35
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ  ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА 
 
 
 

                                             Кафедра финансов кредита и экономического анализа 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Финансы 

На тему: Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка факультета

                                                            заочного обучения по специальности                        

                                                            «Финансы и кредит»

                                                            Иваненко Ирина Рутеновна

                                                            Шифр Фкс -09-115

                                                          

                                                            Руководитель: к.э.н., доцент  кафедры финансов

                                                            кредита и экономического анализа

                                                            Кузнецова Эльвира Рудольфовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь – 2010 г.

Содержание 
 

                                                                                                                                 Стр.

Введение 3

1. Сущность государственного  долга как экономической категории

    1.1 Экономическая  сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России                                                                                   5

    1.2 История  возникновения государственного  долга РФ                                         11

2. Характеристика  современного состояния государственного долга России

    2.1 Современное  состояние внешнего и внутреннего  долга РФ                              15

    2.2 Взаимосвязь  внутреннего и внешнего долга                                                        22

    2.3 Проблемы  влияния государственного долга на экономику России                   24

3. Модель инновационного  механизма решения проблемы государственного       долга 27

Заключение 35

Список использованной литературы 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков.

    В последние годы внимание к проблематике государственного долга, которое проявляют  экономическая общественность, органы власти, участники рынка государственных  долговых обязательств, позволяет с полным основанием говорить об актуальности вопросов, связанных с управлением государственным долгом.

    Финансовые  отношения, возникающие в связи  с существованием государственного долга, затрагивают интересы государства  во всех областях и сферах, так как они влияют на состояние государственного бюджета, денежно-кредитную политику, инвестиционный климат. Роль государственного долга в развитии государства, таким образом, чрезвычайно велика. При умелом использовании такой финансовой категории как государственный долг можно добиться серьезных успехов от экономических реформ и обойтись без глобальных финансовых потрясений.

    Исторически процесс государственных внутренних и внешних заимствований всегда связывался с дефицитом государственного бюджета. Как правило, он возникал при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории все это бывало в настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного

дефицита  бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются  

3

реальностью любой экономики, в том числе  и российской, и в нормальных условиях. [4,с.13].

    В прессе можно встретить очень много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга. Кто-то как коммунисты  в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д. Таким образом, проблема государственного долга очень важна.

    Объектом  исследования данной работы является Российская Федерация.

    Предмет исследования: государственный долг России как внутренний, так и внешний.

    Задачи  работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга  России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.  
 
 
 
 
 

4

  1. Сущность государственного долга как экономической категории
 
    1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России
 

    В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта [7,с. 306].

    Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны  со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастание затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

    При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации  – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

    Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Возрастающее влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в налоги. Поэтому, государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство осуществляет все большие займы. Критическим моментом, угрожающем стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП [6,с.101-104].                                                                                                                         

    5

    Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется

возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых  взаймы средств. Однако государственный  кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы  направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

    Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно  меньшими негативными последствиями  для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении [8,с.333].

    Основная  доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. [8,с.336].

      Государственный кредит может  быть внутренним и внешним.  Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде выпущенных и непогашенных долговых обязательств (облигаций, займов краткосрочных и долгосрочных, региональных займов и т. д.). 

          6

    Внешний долг  - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано  рядом целевых обязательств, с одной стороны.                                                                                                                                                                                                                 А с другой стороны, при его погашении приходиться рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от  внешнеэкономической деятельности.

    В целом же последствия государственного долга приводят к существенному 

сокращению  возможностей роста потребления  для населения данной страны, а  также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

Информация о работе Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения