Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:32, курсовая работа

Описание

Задачи работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории
1.1 Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России 5
1.2 История возникновения государственного долга РФ 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ 15
2.2 Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга 22
2.3 Проблемы влияния государственного долга на экономику России 24
3. Модель инновационного механизма решения проблемы государственного долга 27
Заключение 35
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

    Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

    Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

    В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

    “При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным  долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

    Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

    Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы

    13

финансовой  стабильности, пусть даже в краткосрочном  периоде, имели

первостепенное  значение. Это позволяло следовать  выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

    Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались ценными бумагами, не имеющими обеспечения [2, с.220-235]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  14 

    2. Характеристика современного  состояния государственного  долга России 

    2.1   Современное состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации 

    В последние годы благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства  в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного  улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики.

    В 1992 г. внешний долг правительства  РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. В 1999 г. отношение  внешнего долга к ВВП составляло 57%, в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2005 г. общий объём государственного долга (включая внутренний) сократится до 29- 30 % ВВП.

    31 октября 2008г. был принят Госдумой  и одобрен Советом Федерации  12 ноября этого года федеральный  закон  «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Документом предусматривается, что правительство по результатам исполнения бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году 175 млрд. рублей на поддержку финансового рынка РФ.  Вот основные параметры трехлетнего бюджета, которые определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года):

    1) Доходы федерального бюджета  РФ в 2009 году планируются на уровне 10 трлн. 927,1 млрд. рублей (21,2% ВВП), в 2010 году - 11 трлн. 733,6 млрд. рублей (19,8% ВВП), в 2011 году - 12 трлн. 839 млрд. рублей (19% ВВП).

    15

    В целом за 2009-2011 годы доходы федерального бюджета в реальном выражении  возрастут на 4,6% или на 1,5% в среднем за год. По отношению к ВВП доходы федерального сократятся с 22,5% в 2008 году до 21,2% в 2009 году и 19% в 2011 году;

    2) Расходы федерального бюджета  РФ запланированы в 2009 году  в объеме 9 трлн. 24,7 млрд. рублей (17,5% ВВП), в 2010 году - 10 трлн. 320,3 млрд. рублей (17,4% ВВП), в 2011 году - 11 трлн. 317,7 млрд. рублей (16,7% ВВП);

    3) Профицит федерального бюджета РФ в 2009 году запланирован на уровне 1 трлн. 902,5 млрд. рублей (3,7% ВВП). В 2010 году объем профицита бюджета составит 1 трлн. 413,3 млрд. рублей (2,4% ВВП), в 2011 году - 1 трлн. 521,3 млрд.рублей (2,3% ВВП). Это существенно больше показателей, заложенных в законе о бюджете на 2008 год и на период 2009- 2010 годов, согласно которым в 2009 году он должен был составить 771,7 млрд.рублей, в 2010 году - 735 млрд. рублей;

    4) Верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2010 года в  сумме 2 119 739 195,3 тыс. рублей; верхний  предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 2 836 689 331,3 тыс. рублей и на 1 января 2012 года в сумме 3 703 224 731,2 тыс. рублей;

    5) Верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро; ) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 41,7 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, и на 1 января 2012 года в сумме 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро;

    6) Прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2010 год в сумме 1 413 297 652,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 1 521 279 337,7 тыс. рублей. 

    В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов  внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий

16

экономического  роста путем активизации инвестиционного  процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.

    В странах, где отраслевая структура  производства включает низкорентабельные  отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных  с ростом долгового бремени. Такие риски характерны и для долговой политики России. Особенно значительными они были в 1990-е гг., когда внешний государственный долг достигал 159 млрд. долл., а внутренний был формой функционирования «финансовой» пирамиды. Она привела к дефолту 1998г. Краткосрочных займов (ГКО) было недостаточно для погашения и обслуживания долга, поскольку высокая инфляция диктовала займы под высокий процент.

    Постепенно  ситуацию удалось изменить. К началу 2008г. Внешний государственный долг России был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный  внутренний долг и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 01 января 2005г. составлял 757 млрд. руб.,  на начало 2006г. – 851 млрд. руб., на начало 2007г. – 1028 млрд. руб. В 2007г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский  долг на 1 января 2008г. составлял 459.6 млрд. долл. и неконтролируемо растет. Ситуация становится тревожной. Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.

    В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а, следовательно, и соотношение  как государственных внутренних и 

17

внешних заимствований, так и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга. Реально проявляются следующие, наиболее значимые факторы:

     1. Благоприятная конъюнктура на  мировом рынке энергоносителей  (цены на нефть еженедельно  перекрывают исторический максимум  и сначала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего

десятилетия нефтегазовых доходов намного более  быстрыми темпами по сравнению с  темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В  этих  условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях – в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000г. профицитный, причем профицит быстро рос, и лишь к 2009г. рост прекратился в связи с мировым финансовым кризисом.

    2. Накопление профицита стало фактором  формирования стабилизационного  фонда, преобразованного в феврале  2008 г. в два самостоятельных  – резервный и в фонд национального  благосостояния. Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рост расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы была сопряжена с использованием финансового резерва для досрочного погашения внешнего государственного долг перед кредиторами Парижского куба. По итогам 2007 г. при объеме ВВП России свыше 31 трлн. руб. (это эквивалентно примерно 1,3 трлн. долл.) внешний государственный долг составляет около 4% ВВП. Государственная часть его приблизилась к историческому минимуму за последние 18 лет. Это можно считать достижением, если исключить то, что рассчитываться приходилось нефтью, что закрепило положение страны как сырьевого придатка развитых стран.

    3. Резкое сокращение внешнего государственного  долга стимулировало рост внутренних  заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга.

    Инвестиционная  политика государства, в рамках которой  оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере связанная с этим низкая доходность

18

предприятий обрабатывающей промышленности, выведение  временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского  сектора России, делают невозможным  интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное банковское инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих случаях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за

внешними  кредитами. В результате к началу 2008г. внешний корпоративный долг превысил 413,3 млрд. долл., что почти  в 15 раз больше объема корпоративного внешнего лога, который Россия имела  в конце 1990-х гг. Внешний корпоративный  долг достиг исторического максимума, данные представлены в таблице 1:

       

Таблица 1. -  Динамика внешнего российского долга перед  нерезидентами, в млрд. долл. 

Показатели 1 января 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Внешний долг всего 214,5 258,5 310,6 459,6
Органы  государственного управления 97,4 71,4 44,7 37,4
Банки (без участия в капитале) 32,5 50,2 101,2 163,7
Нефинансовые  предприятия (без участия в капитале) 76,4 126,0 160,7 249,6
Всего долг корпораций 108,9 176,2 261,9 413,3
Рост,% 100 161,8 240,5 379,6

Информация о работе Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения