Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:32, курсовая работа
Задачи работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории
1.1 Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России 5
1.2 История возникновения государственного долга РФ 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ 15
2.2 Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга 22
2.3 Проблемы влияния государственного долга на экономику России 24
3. Модель инновационного механизма решения проблемы государственного долга 27
Заключение 35
Список использованной литературы 39
В сложившейся ситуации характерной является «замена»досрочно погашенного внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба
19
внутренними займами. Ежегодно возрастают объемы эмиссии среднесрочных и долгосрочных (до 30 лет) облигаций федерального займа. В 2008-2010 гг.
заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном будет носить средне- и долгосрочный характер, доля которых будет составлять около 98% запланированного объема заимствований. В 2008-2010 гг. выпуски ГКО не предполагаются.
Государством в лице правительства и Министерства финансов сделано практически все возможное для того, чтобы исключить ситуацию, в которой хотя бы часть расходов по обслуживанию долга покрывалась притоком средств в форме погашения государственного долга странами, задолжавшими в свое время России. Такие долги перед Россией составляли на начало 2008 г. порядка 68 млрд. долл. плюс более 3 млрд. долл. – долг перед Россией стран СНГ.
Наиболее крупными должниками России по состоянию на 1 января 2006 г. были: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Республика Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение незначительной части этой задолженности осуществлялось нерегулярно и в основном товарными поставками, а погашение её основной части представляется вообще проблематичным по экономическим и политическим причинам.
В феврале 2008г. практически был решен вопрос о списании Ираку задолженности перед Россией на сумму 12 млрд. долл. (93% общей суммы иракского долга, равной 12,9 млрд. долл.).
В марте 2006 г. проводилось урегулирование и списание части алжирского долга.
В
2008 г. обсуждался вопрос о ливийском
долге перед Россией как
Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также
списание большей части задолженности с беднейших стран, с государств – дебиторов Российской Федерации.
Добиться реальных успехов в экономике можно только при качественном улучшении механизмов управления государственными активами и
20
государственными резервами. Однако внешние активы государства практически перестали быть таковыми. Это затрудняет обслуживание долговых обязательств России без очередных внутренних заимствований
Рост государственных внутренних заимствований и общей величины внутреннего государственного долга является реальностью бюджетного процесса, в котором отчетливо прослеживается крайне низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования. Достаточно указать на то. Что по сравнению с проектировками на 2008 г. в течение января-июня 2008г. в закон о бюджете были внесены изменения, в результате чего доходы бюджета увеличились с 6,67 трлн. руб. до 8,96 трлн. руб. – в 1,34 раза. Дополнительные доходы составляют 2,29 трлн. руб. Это больше ВВП за 2007 г.
На
протяжении последних лет происходит
постепенное снижение как относительных,
так и абсолютных показателей государственного
долга. Снижается значение процентного
соотношения величины государственного
долга Правительства РФ по номинальной
стоимости к ВВП, данные представлены
в таблице 2:
Таблица
2. - Относительные индикаторы изменения
государственного долга РФ
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Государственный долг – всего (млрд. руб.) | 4430,2 | 4562,2 | 4190,2 | 3944,8 | 3076,8 | 2435,3 |
В том
числе:
Внутренний, млрд. руб. |
533,5 | 679,9 | 682,0 | 778,5 | 875,4 | 1064,8 |
Внешний . | 3896,7 | 3882,3 | 3508,2 | 3166,3 | 2201,4 | 1370,5 |
Внешний млрд. долл. | 129,3 | 122,1 | 119,1 | 114,1 | 76,5 | 52,0 |
Весь долг, в % к ВВП | 49,5 | 42,1 | 31,6 | 23,3 | 14,2 | 9,1 |
Внутренний | 6,0 | 6,3 | 5,1 | 4,6 | 4,1 | 4,0 |
Внешний | 43,5 | 35,8 | 26,5 | 18,7 | 10,1 | 5,1 |
21
Но
имеют место весьма тревожные тенденции:
стремительный рост внешнего корпоративного
долга; слабое использование государственного
долга для инвестиций в реальный сектор
экономики.
2.2 Взаимосвязь
внутреннего и
внешнего долга
Взаимосвязь
и взаимозависимость внешнего и
внутреннего долга предопределяется общностью
назначения привлекаемых государством
заимствований. Поэтому, как следует из
опыта западных стран, все меньшую значимость
имеет деление государственного долга
на внутренний и внешний.
Этому способствует устойчивая конвертируемость
национальных валют, а также сближение
базовых условий на рынках внутреннего
долга с состоянием и
динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.
Однако
отдельные страны придерживаются различных
подходов к регулированию соотношения
между внутренним и внешним долгом.
Так, в Новой
Зеландии, правительство стремится к полному
погашению внешнего долга. Отказавшееся
от внешних заимствований правительство
становится крупнейшим заемщиком на внутреннем
финансовом рынке. Считается, что при этом
повышается ликвидность государственных
облигаций и снижаются затраты по обслуживанию
долга. В ряде же стран, например, Бразилии,
наоборот, стремятся переместить государственные
заимствования с внутреннего на международный
финансовый рынок. В результате бразильские
корпорации получают возможность размещать
на внутреннем финансовом рынке свои облигации
на более благоприятных условиях.
Значение
взаимосвязи внешнего и внутреннего
долга для экономики в том,
что приток капитала на фоне увеличения
внешнего долга способствует элиминированию
эффекта вытеснения частных инвестиций,
нередко сопровождающий налоговую
реформу стимулирующего типа, нацеленную
на снижение ставок налогообложения и
расширение налоговой базы.
22
Эффект вытеснения инвестиционного спроса предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора.
Элиминирование
эффекта вытеснения оказывается
тем более существенным, чем выше
международная мобильность
При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничивает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый рост процентных ставок.
Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.
Возросший
зарубежный спрос на отечественные
ценные бумаги сопровождается повышением
общемирового спроса на национальную
валюту, необходимую для их приобретения.
В результате обменный курс национальной
валюты повышается, что способствует
снижению экспорта и увеличению импорта.
Сокращение чистого экспорта оказывает
сдерживающее воздействие на экономику:
в экспортных и в конкурирующих с импортом
отраслях снижается занятость и выпуск,
возрастает уровень безработицы. Поэтому
первоначальное стимулирующее воздействие
бюджетного дефицита может быть ослаблено
не только за счет эффекта
23
вытеснения,
но и за счет отрицательного эффекта
чистого экспорта, ухудшающего состояние
платежного баланса страны по счету
текущих операций. Но одновременно
приток капитала увеличивает внутренние
ресурсы и способствует относительному
снижению процентных ставок на внутреннем
рынке. В итоге масштабы эффекта вытеснения
относительно сокращаются.
2.3
Проблемы влияния
государственного
долга на экономику
России
Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на такие ее элементы, как государственный бюджет, денежно-кредитная и валютная системы, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом
определяются общим уровнем развития экономики государства.
Между
государственным долгом, бюджетным
дефицитом и эмиссией дополнительного
количества денег не существует автоматической
связи.
Правительство может в течение длительного
времени иметь дефицит государственного
бюджета. Если бюджетный дефицит достаточно
мал, то величина государственного долга
относительно объема ВНП может даже уменьшаться,
несмотря на факт наличия дефицита бюджета.
Если в экономике страны существует устойчивый
рост долгов, то государственный долг
может также расти, не выходя за пределы
допустимой границы. И только тогда, когда
дефицит становится настолько велик, что
рост государственного долга будет значительно
опережать рост доходов, в экономике возможен
определенный ряд проблем.
К сожалению, в настоящее время в России кредитные ресурсы используются на потребление и обслуживание государственного долга.
Анализируя
ошибки России в проведении политики
внешнего заимствования,
можно отметить отмечает, что главная
из них состояла в несоответствии ежегодных
объемов новых внешних кредитов и займов
размерам ежегодных погашений основного
долга.
24
Вторая ошибка заключалась в неоптимальной структуре заимствований, которая и привела к образованию пиков платежей, спровоцировавших долговой кризис.
Третьей ошибкой явилась не продуманная антикризисная политика. Меры, применяемые в такой ситуации международным финансовым сообществом, направлены, главным образом, на сокращение внешней ресурсной зависимости страны-должника, а также предотвращение значительной девальвации национальной валюты и внутренней инфляции. Сводятся они к необходимости сокращения государственных расходов и дефицита госбюджета, поддержанию высоких процентных ставок, стимулированию национального экспорта, а также принятию экстренных и согласованных с кредиторами действий по реструктуризации краткосрочных долговых обязательств.
Трудность состоит в том, что эти меры неоднозначны по общим последствиям для национальной экономики. Так, девальвация национальной валюты ухудшает
бюджетно-финансовые условия обслуживания внешнего долга, но в кризисных условиях она становится неизбежной как средство увеличения экспорта, улучшения платежного баланса и снижения бремени внутреннего долга.
Информация о работе Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения