Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:32, курсовая работа

Описание

Задачи работы: проанализировать и выяснить историю возникновения долга России; выяснить, как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории
1.1 Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование государственного долга России 5
1.2 История возникновения государственного долга РФ 11
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1 Современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ 15
2.2 Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга 22
2.3 Проблемы влияния государственного долга на экономику России 24
3. Модель инновационного механизма решения проблемы государственного долга 27
Заключение 35
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

    При наличии значительного долга  происходит перераспределение доходов  различных слоев населения, а  также утечка национального капитала за рубеж          [6, с.101-104].

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [8,с. 422].

    Согласно  ст. 6 Бюджетного кодекса России, «государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием гарантией (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц»  [1].

    Под государственным или муниципальным займом (заимствованием)

понимается  «передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации  или муниципального образования  денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации  или муниципальное                                

7

образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа»  [1].

    Согласно  статье 89 государственные заимствования  Российской Федерации определяются как «займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или

гаранта погашения займов другими заемщиками».

    Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Так, различают государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, и муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы четкие критерии такого деления отсутствуют. Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами.

    В соответствии со ст.1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации» [1].

    К долговым обязательствам федерального правительства относятся кредиты, полученные Правительством РФ, государственные  займы в форме ценных бумаг, выпущенных от имени Правительства РФ, другие обязательства в денежной форме,   

                                                                         8                                                         гарантированные Правительством  РФ. Долговые обязательства бывшего  СССР включаются в государственный  внутренний долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией [1].

    В соответствии с законом от 26 декабря 1994 г. «О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией» государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются «привлекаемые из иностранных

источников (иностранных государств, их юридических  лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают  государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации». 

    Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом 
Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права»     

[1, ст. 97].

    Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. 
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных  ценных бумаг, выпускаемых от  имени Российской Федерации;

- договоров  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации,  договоров поручительства Российской  Федерации по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

- переоформления  долговых обязательств третьих  лиц в государственный долг  

9

Российской  Федерации на основе принятых федеральных  законов;

- соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет [1, ст. 98].

    Государственные долговые обязательства классифицируются по различным основаниям. Так, Дробозина  Л.А. предлагает следующую классификацию:

1. По  субъектам заемных отношений  – займы, размещаемые центральными  и территориальными органами  управления;

2. По  месту размещения – внутренние  и внешние;

3. По  обращению на рынке – рыночные  и нерыночные. Рыночные займы  свободно покупаются и продаются.  При финансировании бюджетного  дефицита они основные. Нерыночные  – не могут свободно менять  своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В  зависимости от срока привлечения  средств – краткосрочные (со  сроком погашения до 1 года), среднесрочные  (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются  для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные). Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций [7, 320].

5. По  обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.

6. По  характеру выплачиваемого дохода  долговые обязательства делятся  на 

выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые  не могут превышать 30 лет. Изменение  условий выпущенного в обращение 

10

государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Погашение государственного долга и процентов  по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для  того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, ибо путем конверсии и консолидации.

    Конверсия  – изменение условий займа  и размеров выплачиваемых процентов  по нему или превращение его в  долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном движении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кедитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

    Последствием  такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в  страну финансовых ресурсов.

    Консолидация  – изменение условий займа, связанное  с изменение срока погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в  долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.

    Обременительность государственного долга навязывание  условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности

структуры национальной экономики  [6, с.104]. 

    1.2 История возникновения  государственного  дога РФ

    Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская  

11 

империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств 

накануне  революции была погашена.  К этому  моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

    На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

    Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно

заемные средства шли на финансирование строительства  железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

    Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и  условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

     Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные;
  • бессрочные;

    Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и  

12 

колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право  эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично

министру  финансов с условием, что общая  сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права  министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Информация о работе Государственный долг РФ: состояние, проблемы и пути их решения