Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:15, курсовая работа
Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля 5
1.1 История развития государственного финансового контроля в России 5
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля 11
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля 15
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации 19
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля 19
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов 21
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 25
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году 25
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году 28
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Курсовая работа
По дисциплине
«Финансы»
На тему: «Государственный
финансовый контроль и его роль в
рыночной экономике»
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля 5
1.1 История развития государственного финансового контроля в России 5
1.2 Понятие и
сущность государственного
1.3 Виды, формы
и методы государственного
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации 19
2.1 Счетная палата
как орган финансового
2.2 Финансовый
контроль со стороны
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 25
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году 25
3.2 Основные направления
деятельности Счетной платы
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной
литературы 40
Введение
Задача
создания эффективной, работоспособной
и действенной системы
Это
оказалось настолько сложным, что
до сих пор не выработан единый
подход к реализации экономической
стратегии. Бесспорно одно - успешное
движение России по пути прогресса
невозможно без наведения должного
порядка во всех жизненно важных сферах,
и, прежде всего в финансово-
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для
России в высшей степени актуальна
организация эффективной
Глава 1.
Теоретические основы
государственного финансового
контроля
1.1 История развития
государственного финансового
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года — с момента учреждения Счетного приказа Алексея Михайловича Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.
Петр I вместо Счетного приказа учредил Ревизион-коллегию, «дабы крепкое смотрение было за приходами и расходами».
При Екатерине II были организованы контрольные учреждения в губерниях.
28
января 1811г. на базе
До
1864 г. ревизия государственных
С переходом России к началу XX века к монополистическому капитализму сфера государственного хозяйства России существенно расширилась и в большей мере стала источником доходных статей бюджета.
Государственный
контроль стал близко соприкасаться
со всеми отраслями
С
образованием в октябре 1905 г. Совета
министров России Государственный
контроль оказался включенным в его
состав. Согласно опубликованных 20 февраля
1906 года манифеста и новых положений
о Государственном Совете и Государственной
Думе к компетенции Думы относилась
государственная роспись
Сразу
возник вопрос о преобразовании Государственного
контроля на началах, которые приблизили
бы его к типу контрольных ведомств
тех стран, где представительным
учреждениям обеспечено участие
в законодательном процессе. При
таком преобразовании участие Государственного
контролера в составе Совета министров
уже не являлось бы целесообразным,
а с контрольного органа необходимо
было снять административные обязанности.
Хотя проект преобразования Государственного
контроля по западноевропейскому образцу
в Счетную палату был отклонен,
однако в Положение о Совете министров
и в Положение о
Таким
образом, в царской России Государственный
контроль входил в структуру правительства,
но обладал широкими полномочиями и
определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
В
СССР ведущая роль в государственном,
в том числе в финансовом контроле,
согласно Конституции СССР, принадлежала
Советам народных депутатов, важное
место отводилось также органам
народного контроля. Система, компетенция
и порядок деятельности органов
народного контроля определялись Законом
о народном контроле в СССР от 30 ноября
1979 г. Комитеты народного контроля имели
широкие права, в том числе
право налагать на виновных должностных
лиц взыскания, производить денежные
начеты, отстранять от занимаемой должности.
Однако, хотя органы народного контроля
действительно реализовывали
Основная нагрузка в сфере бюджетно-финансового контроля ложилась на Министерство финансов СССР, его контрольно-ревизионное управление, включая органы на местах. Одной из главных задач Минфина СССР был контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. Кроме того, Минфин СССР должен был осуществлять контроль за точным и неуклонным исполнением государственного бюджета министерствами и ведомствами СССР, союзных и автономных республик, бюджетными учреждениями и хозяйственными организациями и предприятиями, Госбанком СССР и Стройбанком СССР.
Для
выполнения этих функций Минфину
СССР были предоставлены широкие
права, в том числе право ограничивать
и приостанавливать финансирование
из бюджета учреждений, предприятий
и организаций, нарушающих финансовую
дисциплину; право взыскивать с плательщиков
своевременно не перечисленные налоговые
и неналоговые платежи в
Часто
можно встретить суждения, что
в советское время финансовый
контроль был весьма действенный. То,
что финансовых нарушений в то
время было несравнимо меньше —
факт бесспорный. Но трудно однозначно
ответить, являлась ли причиной этого
успешная деятельность органов государственного
финансового контроля или же основной
причиной были особенности самой
советской системы, фактически исключавшей
частную собственность, частное
предпринимательство и, соответственно,
возможности передачи государственных
средств в частное пользование,
жестко пресекавшей все попытки
хищения государственных
Контрольная
функция советского государства
на всех этапах истории СССР считалась
наивысшей задачей
Вместе
с тем, на определенном этапе советской
истории система контроля начала
проявлять сбои. Ориентированный
только на выявление фактов нарушения
законодательства советский финансовый
контроль, который, в условиях абсолютного
преобладания в стране государственной
собственности, охватывал практически
всю экономику, не смог добиться от
руководителей органов власти, министерств,
предприятий и организаций
Система
финансового контроля в СССР была
ориентирована на экономику, в которой
основная роль принадлежала государственной
собственности, управляемой административно-
Фактический
крах в России на рубеже последнего
десятилетия ХХ века административно-командной
экономики и вынужденный
Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике