Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание

Для России в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля 5
1.1 История развития государственного финансового контроля в России 5
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля 11
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля 15
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации 19
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля 19
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов 21
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 25
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году 25
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году 28
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Курсач Финансы ГОТОВ.docx

— 60.16 Кб (Скачать документ)

     Органы  государственной налоговой службы имеют право в соответствии с  налоговым законодательством проверять  любые денежные документы у юридических  и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан  и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и  сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операций по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют право  наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Для осуществления финансового контроля в сфере страхования была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. №1177 была упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции переданы Министерству финансов РФ, в составе  которого был образован Департамент  страхового надзора. Помимо этого департамента страховой надзор осуществляют по республикам  – региональные инспекции и группам  областей – кустовые инспекции.

     Федеральная служба страхового надзора, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования  единого страхового рынка, осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела и страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности. При выявлении  нарушений выдает предписания таким  субъектам, осуществляет также получение, обработку отчетности субъектов  страхового дела; обобщает практику страхового надзора, разрабатывает предложение  по совершенствованию страхового законодательства. В случае неоднократного выявления  нарушений законодательства и нормативных  документов Федеральная служба страхового надзора имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд  с иском об их ликвидации. 

Глава 3. Пути повышения эффективности  государственного финансового контроля  

3.1 Эффективность деятельности  Счетной палаты  Российской Федерации  в 2008 году 

     В 2008 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с целями и  задачами, возложенными на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации. 

     Особое  внимание было сосредоточено на контрольных  и экспертно-аналитических мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения  стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального плана противодействия  коррупции и анализа эффективности  деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей  и задач, поставленных государством.

     В 2008 году Счетной палатой было проведено 501 контрольное и экспертно-аналитическое  мероприятие, из них 320 контрольных  мероприятий, которыми было охвачено 767 объектов на территории 68 субъектов  Российской Федерации. Количество проведенных  в 2008 году экспертно-аналитических  мероприятий по сравнению с 2007 годом  увеличилось на 133 или в 3,8 раза. В 2008 году по поручению палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Дума Счетной палатой  проведено 11 контрольных мероприятий.

     В соответствии с Федеральным законом  «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты РФ в  отчетном периоде результаты всех контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались  на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2008 году проведено 60 заседаний  Коллегии Счетной палаты, на которых  рассмотрено 825 вопросов, из них 395 –  по результатам контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий.

      О результатах контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий Счетная палата информировала  палаты Федерального Собрания РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

     Особо важные результаты контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий  докладывались главе государства  на рабочих встречах Президента РФ с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным. Всего Президент  РФ был проинформирован по 38 вопросам, в том числе: 

·  о результатах  мониторинга целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных до 1 января 2007 года на формирование накоплений для жилищного  обеспечения военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной  системы;

·  о проверке эффективности планируемого использования  средств федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса  России на 2007-2010 годы и на перспективу  до 2015 года»;

·  о создании государственной системы мониторинга  состояния и использования лесного  фонда на базе статистических показателей;

·  о результатах  проверки использования в 2006-2007 годах  средств Инвестиционного фонда  РФ на финансирование инвестиционных проектов;

·  об эффективности  использования бюджетных средств  выделенных Республике Ингушетия в 2006-2007 годах, на выполнение приоритетных национальных проектов.

     По  итогам этих мероприятий Правительству  РФ, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений Счетной палаты и 351 информационное письмо. Правительству  РФ направлено 3 представления Счетной  палаты и 112 информационных писем.

     В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлен 121 материал проверок счетной палаты. По материалам контрольных  мероприятий Счетной палаты в 2008 году возбуждено 25 уголовных дел.

     Выявлено  нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере на сумму 94,6 млрд. рублей, устранено  финансовых нарушений на сумму 1,0 млрд. рублей. В 2008 году объем нецелевого использования бюджетных средств  составил 1965,5 млн. рублей, блокировано  и возмещено средств на сумму 687,2 млн. рублей. Основные показатели, характеризующие  работу Счетной палаты в 2008 году, приведены  в приложении №1

3.2 Основные направления  деятельности Счетной  платы Российской  Федерации в 2009 году 

     Приоритетными направлениями деятельности Счетной  палаты на 2009-2011 годы, утвержденные Коллегией  Счетной палаты, предусмотрено осуществление  комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных  на Счетную палату Федеральным законом  «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008г. №Пр-1568, контроль использования  государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению  регистрации стратегических целей  и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетном  послании Президента РФ.

     В составе комплексов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению повышения качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных  средств, выделяемых на обеспечение  последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на повышение  продолжительности жизни, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, социальное обеспечение населения, решение  проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

     В составе комплектов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению экономического роста  предусмотрено проведение проверок использования государственных  ресурсов, направляемых на реализацию проектов с применением новых  механизмов государственно-частного партнерства, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, обеспечение повышения  устойчивости снабжения населения  и экономики электроэнергией, развитие особых экономических зон, на обеспечение  повышения качества управления государственной  собственностью.

     Запланировано проведение комплекса контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов РФ в области  обороноспособности и безопасности государства.

     В составе комплексов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования  государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии  развития наноиндустрии, развитие культурного  потенциала.

     В 2009 году Счетной палатой будет  продолжен контроль за использованием государственных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП) «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России», «Образование», на обеспечение  основных мероприятий по улучшению  демографической ситуации в РФ, а  также Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2009 годы, в рамках которой реализовывается национальный проект «Развитие агропромышленного  комплекса».

     В 2009 году будет осуществляться контроль эффективности расходования средств  федерального бюджета на подготовку к проведению саммита АТЭС в г.Владивостоке в 2012 году, выполнение ФЦП «Развитие  Дальнего Востока и Забайкалья»  до 2013 года.

     Усилия  Счетной палаты в 2009 году будут направлены на обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием  и исполнением федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Потенциал Счетной палаты в 2009 году сконцентрируется на комплексном анализе межбюджетных отношений, выработке рекомендаций по гармоничному развитию бюджетной  системы РФ как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ и муниципальных образований.

     Будет обеспечиваться всесторонний системный  контроль эффективности использования  средств федерального бюджета направляемых на развитие международного сотрудничества, включая мероприятия в рамках Союзного государства, а также средств, направляемых на поддержку Южной  Осетии и Абхазии.

     В 2009 году будет продолжена работа по повышению уровня и качества взаимодействия Счетной палаты с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, контрольно-счетными органами субъектов  РФ и муниципальных образований, правоохранительными органами.

     Повышение эффективности деятельности Счетной  палаты, совершенствование научно-методического, правового, информационно-технологического обеспечения контрольно-ревизионной  и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты. 

3.3 Совершенствование  государственного  финансового

контроля  в Российской Федерации

     В настоящее время работа органов  государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии. В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Информация о работе Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике