Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение сущности финансового контроля, его форм, видов, основных методов, а так же особенностей функционирования органов финансового контроля и рассмотрение путей его совершенствования.

Для достижения поставленных целей следует решить задачи:

- изучить теоретические основы финансового контроля;

- проанализировать деятельность территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области

- оценить эффективность государственного и муниципального финансового контроля.

Содержание

Введение 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Сущность, значение и задачи государственного и муниципального финансового контроля 5

1.2 Формы, виды и методы государственного и муниципального финансового контроля 8

1.3 Основные задачи и функции органов государственного и муниципального финансового контроля 12

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 18

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 21

Заключение 27

Список использованной литературы 28

Работа состоит из  7 файлов

1 теория.docx

— 32.12 Кб (Скачать документ)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

      1. Сущность, значение и задачи государственного и муниципального финансового контроля

     В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается  в содействии реализации государственной  экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования  государственных финансовых средств, в частности государственных  бюджетных средств и средств  бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к  проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих  субъектов) бюджетного процесса с точки  зрения соблюдения законности, эффективности  и прозрачности их действий в области  образования, распределения и использования  фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

     Хорошо  функционирующая система управления государственными финансами требует  в первую очередь формирования качественных и реалистических бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, затем создания эффективных механизмов организации их исполнения, а также  применения четко налаженных методов, форм и правовых норм контроля за исполнением  указанных бюджетов. Для того чтобы  законодательные (представительные) и  исполнительные органы государственного управления и хозяйствующие субъекты выполняли свои задачи в строгом  соответствии с предписанными законами и другими правовыми нормами, регламентирующими их деятельность в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства, необходимо, чтобы эта деятельность осуществлялась весьма эффективным и прозрачным образом, объективно необходим предварительный, текущий и последующий государственный финансовый контроль над управленческими структурами и хозяйствующими субъектами, распоряжающимися государственными бюджетными средствами. Именно государственный финансовый контроль позволяет сопоставить фактические результаты использования бюджетных средств с плановыми, выявить имеющиеся недостатки и правонарушения в области формирования (через предварительный контроль), процесса расходования (через текущий контроль) и определения состояния (через последующий контроль) использования указанных средств с целью повышения эффективности и качества управления государственными финансами. [1]

     Финансовый  контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля. [7]

    В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение  экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.

    Финансовый  контроль осуществляется на всех стадиях  финансовой деятельности, т. е. в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. Однако финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. [6]

    Основными задачами финансового контроля являются:

     (1) проверка состояния и эффективности  использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

     (2) выявление резервов роста финансовых  ресурсов;

     (3) правильность составления и исполнения  бюджета;

     (4) правильность ведения бухгалтерского  учета;

     (5) обеспечение соблюдения действующего  законодательства в области налогообложения  юридических лиц, относящихся  к различным организационно-правовым  формам. [4]

    Государственный финансовый контроль — это система  мероприятий по контролю:

    • за экономической обоснованностью, соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки;

    • за исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг;

    • за осуществлением операций с негосударственными средствами в целях выявления  необычных (нетрадиционных для финансово-хозяйственной  деятельности субъекта правоотношений) сделок, требующих повышенного внимания и дополнительного контроля. [6] 

    1.2 Формы, виды и методы государственного и муниципального финансового контроля

     В настоящее время в литературе можно встретить самые различные классификации видов, форм, методов финансового контроля. При этом необходимо учитывать, что соотношение понятий «вид», «форма» и «метод» в науке финансового права остается дискуссионным. В то же время в большинстве работ они представлены в различных смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные.

     С точки зрения предмета контрольного воздействия, основными видами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

     • бюджетный — финансовый контроль над соблюдением бюджетного законодательства (финансовый контроль в бюджетной  сфере);

     • налоговый — финансовый контроль над законностью (полнотой) налогообложения;

     • валютный — финансовый контроль над  соблюдением валютного законодательства.

     Являясь составной частью публично-правового  финансового контроля, бюджетный  контроль представляет собой урегулированную нормами бюджетного права систему ревизионно-правовых мер, направленных на проверку законности и целесообразности осуществляемой в России бюджетной деятельности. [8]

     Под формой проведения бюджетно-финансового  контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:

     ♦ предварительный контроль;

     ♦ текущий контроль;

     ♦ последующий контроль.

     Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Он проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, оценку обоснованности финансовых планов, обоснованности финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др.

     Текущий (оперативный) контроль проводится в  момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд. Он проводится с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных нарушений, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.

     Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации. Он проводится с целью выявления нарушений  финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях. [5]

     Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

     Наблюдение (мониторинг) — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями.

     Обследование  в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование.

     Проверка  финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

     Проверки  финансовой деятельности могут осуществляться государственными, ведомственными и  внутрихозяйственными органами контроля.

     Результаты  проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки.

     Анализ  в переводе с греческого означает "расчленение, разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренне присущие этому объекту". В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования (изучения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).

     Цель  финансового анализа — оценить  финансовое состояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капитала.

     При анализе используются различные  аналитические приемы (средние и  относительные величины, группировки, индексный метод и др.).

     Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.

     Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.

     Плановые  ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы  работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике.

     Надзор проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, за соблюдением нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор — за страховыми фирмами. [7] 

3 совершенствование.docx

— 19.37 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение.docx

— 15.57 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.docx

— 13.77 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

оглавление.docx

— 12.13 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

список используемой литературы.docx

— 14.74 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль