Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности финансового контроля, его форм, видов, основных методов, а так же особенностей функционирования органов финансового контроля и рассмотрение путей его совершенствования.
Для достижения поставленных целей следует решить задачи:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- проанализировать деятельность территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области
- оценить эффективность государственного и муниципального финансового контроля.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, значение и задачи государственного и муниципального финансового контроля 5
1.2 Формы, виды и методы государственного и муниципального финансового контроля 8
1.3 Основные задачи и функции органов государственного и муниципального финансового контроля 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
Хорошо
функционирующая система
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля. [7]
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.
Финансовый
контроль осуществляется на всех стадиях
финансовой деятельности, т. е. в процессе
формирования, распределения (
Основными задачами финансового контроля являются:
(1)
проверка состояния и
(2)
выявление резервов роста
(3)
правильность составления и
(4)
правильность ведения
(5)
обеспечение соблюдения
Государственный финансовый контроль — это система мероприятий по контролю:
• за экономической обоснованностью, соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки;
•
за исполнением международных
•
за осуществлением операций с негосударственными
средствами в целях выявления
необычных (нетрадиционных для финансово-хозяйственной
деятельности субъекта правоотношений)
сделок, требующих повышенного внимания
и дополнительного контроля. [6]
1.2 Формы, виды и методы государственного и муниципального финансового контроля
В
настоящее время в литературе
можно встретить самые
С точки зрения предмета контрольного воздействия, основными видами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
• бюджетный — финансовый контроль над соблюдением бюджетного законодательства (финансовый контроль в бюджетной сфере);
• налоговый — финансовый контроль над законностью (полнотой) налогообложения;
• валютный — финансовый контроль над соблюдением валютного законодательства.
Являясь составной частью публично-правового финансового контроля, бюджетный контроль представляет собой урегулированную нормами бюджетного права систему ревизионно-правовых мер, направленных на проверку законности и целесообразности осуществляемой в России бюджетной деятельности. [8]
Под формой проведения бюджетно-финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:
♦ предварительный контроль;
♦ текущий контроль;
♦ последующий контроль.
Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Он проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, оценку обоснованности финансовых планов, обоснованности финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др.
Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд. Он проводится с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных нарушений, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.
Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях. [5]
Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.
Наблюдение (мониторинг) — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями.
Обследование в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование.
Проверка финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.
Проверки финансовой деятельности могут осуществляться государственными, ведомственными и внутрихозяйственными органами контроля.
Результаты проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки.
Анализ в переводе с греческого означает "расчленение, разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренне присущие этому объекту". В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования (изучения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).
Цель финансового анализа — оценить финансовое состояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капитала.
При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.).
Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.
Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.
Плановые ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике.
Надзор
проводится контролирующими государственными
органами за предприятиями и организациями,
получившими лицензию на определенный
вид финансовой деятельности, за соблюдением
нормативов. Например, надзорные функции
практикует Центральный банк РФ, осуществляя
надзор за деятельностью в стране коммерческих
банков, Росстрахнадзор — за страховыми
фирмами. [7]
Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль