Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности финансового контроля, его форм, видов, основных методов, а так же особенностей функционирования органов финансового контроля и рассмотрение путей его совершенствования.
Для достижения поставленных целей следует решить задачи:
- изучить теоретические основы финансового контроля;
- проанализировать деятельность территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области
- оценить эффективность государственного и муниципального финансового контроля.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, значение и задачи государственного и муниципального финансового контроля 5
1.2 Формы, виды и методы государственного и муниципального финансового контроля 8
1.3 Основные задачи и функции органов государственного и муниципального финансового контроля 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
1.3 Основные задачи и функции органов государственного и муниципального финансового контроля
Главными органами, наделенными полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля в нашей стране, являются, в частности:
Счетная палата Российской Федерации;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба Российской Федерации;
Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. [3]
В
соответствии с законодательством
в случае наличия на то необходимости
осуществление отдельных
Кроме того, в соответствии с БК субъектам Федерации предоставлено право создания своих финансовых органов и органов Финансового контроля. А органы местного самоуправления могут в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создавать муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы. Естественно, при этом должен соблюдаться принцип законности: порядок создания таких органов должен быть урегулирован нормами, соответственно, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований, а полномочия и организационно-правовой статус создаваемых органов не должны противоречить федеральному законодательству. [8]
Федеральное Собрание РФ для осуществления государственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
К основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
• анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
• контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.
Счетная палата осуществляет следующие виды (функции) контрольной деятельности:
1) контрольно-ревизионную:
• организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
2) экспертно-аналитическую:
• экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;
• подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;
3) информационную деятельность:
• информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;
• информация Совета Федерации о результатах ревизий и проверок;
•
представление органам
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Счетной палате также подконтрольны органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и иные финансово-кредитные учреждения вне зависимости от форм собственности, деятельность негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или имеют налоговые льготы.
Финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распорядители бюджетных средств.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в стране. Положением о Министерстве финансов РФ на него возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин России осуществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов РФ имеет право:
•
запрашивать у федеральных
• ограничивать, приостанавливать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;
• взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.
Федеральное казначейство Министерства финансов РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.
Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюджета; управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях и др.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
Финансовый контроль органы субъектов Федерации и муниципальные образования проводят при самостоятельном исполнении бюджетов. Их финансовые органы осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы субъекта Федерации осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
С 1 февраля 2002 г. начал свою деятельность Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
На Федеральную службу по финансовому мониторингу (в просторечии — финансовая разведка) возлагаются задачи:
• организация надзора и борьбы с финансовыми преступлениями в России;
• координация деятельности правоохранительных органов в области финансового и налогового мониторинга;
• изучение опыта финансового мониторинга в зарубежных странах;
• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Установлена предельная численность работников Центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 250 единиц. В составе службы руководитель, 4 заместителя руководителя. [7]
Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль