Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции государственного кредита; 2. Рассмотреть различные формы государственного кредита их важность;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации государственного кредита………………..30
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………40
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Курсовая работа по специализации
«Государственные и муниципальные финансы»
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы государственного
кредита, особенности организации и регулирования……………………………………………
1.1. Сущность и функции государственного
кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление
государственным кредитом в современной России………………………………………………………………
2. Анализ и пути решения организации государственного
кредита в России………………………………………………………………
2.1 Анализ организации государственного
кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного
кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации
государственного кредита………………
Выводы и предложения…………………………
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………
Введение
Государственный кредит играет важную роль, как в формировании финансовых ресурсов государства, так и в расходовании средств бюджета. В условиях рыка государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, а не как кредитора.
Уровень развития государственного кредита и его место в бюджетных отношениях зависят в целого ряда факторов, среди которых в первую очередь следует выделить соотношение доходов и расходов бюджета, проводимую государственными структурами финансовую политику, участие государства в мировом финансовом рынке, экономическую ситуацию в стране.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.
Необходимо отметить, цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность
и функции государственного
4. Провести
анализ организации
5. Изучить проблемы
регулирования
6. Разработать пути решений организации государственного кредита;
Определение данной цели и решение соответствующих задач, продиктовали структуру курсовой работы.
С учетом того, что функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, определяется практическая значимость курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав и выводов и предложений. В первой
главе изучены теоретические аспекты
государственного кредита и долга.
Во второй главе проведен анализ и пути
решения государственного кредитного
долга. В конце курсовой работы подводятся
выводы и предложения, приводится
список использованной литературы.
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования
1.1. Сущность
и функции государственного
В условиях рынка государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Государственный кредит –особый элемент государственных финансов.
Существуют минимум три причины
- во-вторых, дефицит государственного бюджета, который становится постоянным явлением, начиная с ХХ в.;
- в-третьих, усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов. Отсутствие соответствующих доходов побуждает государство к привлечению заемных средств [13, С.35].
Вступая в кредитные отношения в качестве заемщика, государство увеличивает свои финансовые ресурсы, в качестве кредитора – осуществляет расходование средств. Особое место в этих отношениях занимает деятельность государства в качестве гаранта.
При предоставлении гарантии по обязательствам третьих лиц государство на первом этапе не расходует собственных финансовых ресурсов. Однако в перспективе такие расходы весьма вероятны и будут осуществлены в случае, если придется выполнить обязательства, предусмотренные гарантией. По этой причине выданные гарантии обязательно подлежат строгому учету и учитываются в составе государственной задолженности.
В кредитные отношения
от имени государства могут
Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита[17,С.295].
Однако имеются и отличия. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйствующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.
При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.
Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего, в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита[20,С.30].
Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях:
1. Распределительная. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.
Распределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридичес-кими лицами-резидентами и др. Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств[17,С.295].
2. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за: - движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.