Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции государственного кредита; 2. Рассмотреть различные формы государственного кредита их важность;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации государственного кредита………………..30
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Курсовая работа по специализации

 «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3 
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5 
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5

1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12

1.3 Роль и управление  государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16 
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22 
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22 
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26

2.3 Пути решения организации  государственного кредита………………..30

Выводы и предложения………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...38

Приложение……………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный кредит играет важную роль, как в формировании финансовых ресурсов государства, так и в расходовании средств бюджета. В  условиях  рыка  государственный  кредит  становится  обязательным  элементом финансовых потоков. Государственный  кредит обслуживает формирование и использование централизованных  денежных  фондов  государства: бюджета  и внебюджетных фондов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, а не как кредитора.

Уровень развития государственного кредита и его место в бюджетных отношениях зависят в целого ряда факторов, среди которых в первую очередь следует выделить соотношение доходов и расходов бюджета, проводимую государственными структурами финансовую политику, участие государства в мировом финансовом рынке, экономическую ситуацию в стране.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Необходимо отметить, цель  работы является рассмотрение  кредита и  особенности ее  организации  и регулирования на  современном этапе.

Для  раскрытия  данной  темы  необходимо  решить следующие  задачи:

1. Раскрыть сущность  и функции государственного кредита;     2. Рассмотреть различные формы государственного  кредита    их важность;             3. Определить  роль и управление государственным кредитом в современной России;

4. Провести  анализ организации государственного  кредита;

5. Изучить проблемы  регулирования государственного  кредита в России;

6. Разработать пути решений организации государственного кредита;

Определение данной цели  и  решение соответствующих  задач, продиктовали структуру курсовой работы.

С  учетом того, что функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, определяется  практическая  значимость  курсовой  работы.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав и выводов и предложений. В первой главе изучены теоретические аспекты государственного кредита  и долга. Во второй главе проведен анализ и пути решения государственного кредитного долга.  В конце курсовой  работы подводятся  выводы и предложения,  приводится  список  использованной литературы.        Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: Александрова И.М., Бойтуша О.А., Васиной Е С., Гуляева А.М. Зарипов М.Р., Ливеровского, Г., Николаевой Т.П., Б. Поляк, М.В. Романовского,В.М. Родионовой В.М., Рассоловой Т.Л., А. А., Рудого К.В., Яшиной Н.И., законодательная база Бюджетного Кодекса и другие нормативно-правовые акты. Так же были использованы официальные сайты органов власти всех уровней, отражающие современную ситуацию в сфере государственного кредитования. 

 

 

1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования

 

1.1. Сущность  и функции государственного кредита

 

В условиях рынка государственный  кредит становится обязательным элементом  финансовых потоков. Государственный  кредит обслуживает формирование и  использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Государственный кредит –особый элемент государственных финансов.

Существуют минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:   - во-первых, наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т.е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

- во-вторых, дефицит государственного бюджета, который становится постоянным явлением, начиная с ХХ в.;

- в-третьих, усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов. Отсутствие соответствующих доходов побуждает государство к привлечению заемных средств [13, С.35].

Вступая в кредитные  отношения в качестве заемщика, государство увеличивает свои финансовые ресурсы, в качестве кредитора – осуществляет расходование средств. Особое место в этих отношениях занимает деятельность государства в качестве гаранта.

При предоставлении гарантии по обязательствам третьих лиц государство на первом этапе не расходует собственных финансовых ресурсов. Однако в перспективе такие расходы весьма вероятны и будут осуществлены в случае, если придется выполнить обязательства, предусмотренные гарантией. По этой причине выданные гарантии обязательно подлежат строгому учету и учитываются в составе государственной задолженности.

В кредитные отношения  от имени государства могут вступать различные структуры. По этой причине  государственный кредит в зависимости  от того, какой уровень власти и  управления участвует в кредитных отношениях от имени государства, делится на федеральный и субфедеральный. В первом случае в кредитные отношения вступает Российская Федерация, а во втором случае — субъекты РФ[19,С.563].  Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита[17,С.295].

Однако имеются и отличия. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Банковское кредитование хозяйствующих субъектов предполагает производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего, в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита[20,С.30].

Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях:

1. Распределительная. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Распределение осуществляется между:

- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридичес-кими лицами-резидентами и др.        Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств[17,С.295].

2. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:     - движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

- соблюдением условий кредитного договора;

- целевым использованием заемщиком выделенных средств;

- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования