Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции государственного кредита; 2. Рассмотреть различные формы государственного кредита их важность;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации государственного кредита………………..30
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

3. Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетного кредита.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Являясь кредитором, государство способствует увеличению темпов

экономического развития, оказывая финансовую поддержку тем или иным отраслям. Но одновременно увеличение количества денег в обращении, вызванное этой поддержкой, может привести к значительному росту темпов инфляции.

Таким  образом, государственный кредит играет важную роль, как в формировании финансовых ресурсов государства, так и в расходовании средств бюджета. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, а не как кредитора, и  в этом и есть сущность государственного кредита.

Уровень развития государственного кредита и его место в бюджетных отношениях зависят в целого ряда факторов, среди которых в первую очередь следует выделить соотношение доходов и расходов бюджета, проводимую государственными структурами финансовую политику, участие государства в мировом финансовом рынке, экономическую ситуацию в стране.

 Среди   основных  функций государственного  кредита  выделяют контрольную,  распределительную и регулирующую. Рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции. 

 

1.2. Формы  государственного  кредита

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит[17,C245].

Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджета, отражаются в его расходной части. Возвращение полученных ранее из бюджета кредитов также фиксируется в расходах бюджета, но со знаком «минус», т.е. уменьшается расходная часть бюджета.

Государство может выступать кредитором, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. До начала 80-х годов XX в. СССР был одним из крупнейших кредиторов на международной арене. К началу распада СССР оставшаяся после этого непогашенная задолженность расценивалась примерно на 130 млрд долл. В настоящее время РФ предоставляет в большей степени внутренние, чем внешние, кредиты, однако полностью внешнее кредитование не прекращено.

В середине 1990-х годов федеральный  бюджет РФ являлся исключительно активным кредитором внутри страны.

Средства на возвратной основе в  значительных суммах предоставлялись как предприятиям, так и субъектам РФ, в том числе и на поддержку предприятий, функционирующих на их территории.

Предполагалось, что такая  форма финансирования, во-первых, будет

стимулировать наиболее эффективное и рациональное использование полученных ресурсов, во-вторых, позволит пополнить доходы бюджета за счет получения процентов, в-третьих, позволить снизить расходы бюджета, поскольку заемщики будут стремиться минимизировать свои затраты и тем самым привлекать минимальные суммы бюджетного финансирования, в-четвертых, по истечении определенного времени полученные кредиты будут возвращены[19,С.568].

Необходимость бюджетного кредитования объяснялась также и тем, что коммерческие банки в основном кредитовали государства. Среди коммерческих предприятий получить дорогой банковский кредит удавалось только высокодоходным торговым организациям.

С начала XXI в. РФ отказывается от широкого использования бюджетных кредитов. С одной стороны, это объясняется тем, что на практике система бюджетного кредитования себя не оправдала.

Кредиты своевременно не возвращались, а проценты по ним не уплачивались. С другой стороны, коммерческие банки стали все более активно кредитовать предприятия, ставки по кредитам стали снижаться и необходимость в бюджетных кредитах отпала. По этим причинам условия бюджетного кредитования начинают ужесточаться, а его объемы и сферы использования свертываться.

Государственные займы это второй после доходов источник формирования финансовых ресурсов бюджета любого уровня. Следует различать средства, полученные государством на кредитной основе, от его доходов. Согласно ст. 6 БК РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. В то время как государственные или муниципальные заимствования являются источником финансирования бюджетного дефицита. В отличие от доходов, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке, кредитные ресурсы передаются в бюджет на возвратной и возмездной основе. Отождествление доходов бюджета и средств, привлеченных в него на кредитной основе, приводит к искажению реального финансового положения государства.

Роль государственных  займов в формировании ресурсной  базы бюджета зависит от соотношения доходов и расходов бюджета, а также величины государственного долга. При значительном объеме бюджетного дефицита и долга значение заимствований возрастает и, напротив, при снижении бюджетного дефицита и государственного долга уменьшается. Однако сам по себе факт снижения или уменьшения объема государственных заимствований не является решающим для оценки состояния государственных финансов.

Определяющим показателем является эффективность заимствований, котораяв целом определяется так же, как и эффективность всей финансовой политики государства в совокупности, по воздействию на темпы экономического роста, повышению благосостояния населения.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  по состоянию на 01.10.2010 г. составляет 2 498 319,878 млн. руб. С 01.01.2010 г. по 01.10.2010 г. объем долга увеличился на 333,9 млрд. руб. или 18,2%.

В абсолютном выражении  российский внешний государственный  долг на 01.10.2010 г. составил 40899,4 млрд. долларов%.[13, С.35].

Таким образом, государственный внешний долг России с начала года увеличился на 3,258 млрд. долларов или на 8,7%.

Различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Если государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях финансирования бюджетных расходов постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, то это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.   За последние годы внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2003 г. суммы 842,1 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. руб. в 1970 г. На 01.01.2009 г. он составил 1499, 82 млрд. руб. Такое положение государственного кредита отражает общее кризисное состояние государственных финансов [13, С.35].

Внутренний государственный долг является неотъемлемой частью общего государственного долга. Его обслуживание производится Банком России путём осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов.

Внешний государственный долг к началу 1991 г. составлял 32 млрд. инвалютных рублей. Эта сумма не была катастрофически большой в абсолютном выражении и не вызывала бы тревоги, если бы не переживаемый страной экономический и финансовый кризис.

Внешний долг носит политический характер и является своего рода инструментом внешней политики. В тот период лишь 33% задолженности РФ были переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять, остальную часть составляли межгосударственные обязательства, в отношении которых велись трудные переговоры. По темпу роста внешнего долга Россия обгоняла среднемировой показатель (310% против 250%)[18, С.65-66]. Пик платежей пришелся на 2003 г. Для подготовки к пиковому по объему платежей 2003 году был сформирован финансовый резерв (около 17 млрд. долларов).     Таким образом, внешние и внутренние заимствования, составляющие государственный долг - это эффективная помощь для такого развивающегося государства, как Россия, при правильном использовании заемных средств. Рассмотрев   формы  государственного кредита, отметим, что, все  специалисты в  области кредитования  государства, основной формой государственных кредитов считают государственные займы. Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

 

 

1.3. Роль и   управление государственным кредитом  в  современной России

 

Государственное управление как форма  реализации прерогатив государства - это деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг[17, С.311].  Основными целями управления государственным долгом являются:

- сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;

- сохранение стоимости обслуживания государственного долга;

- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга (погашение государственной задолженности путем выпуска новых займов).

Активно рефинансирование применяется  при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа купа государственных ценных бумаг у кредиторов.

Государство должно заботиться об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах.

Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = П – Р / Р х100     где, (1)

П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений  по системе государственного кредита  и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу  определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах.

Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы.

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования