Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции государственного кредита; 2. Рассмотреть различные формы государственного кредита их важность;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации государственного кредита………………..30
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Что   бы исключить  пробелы  регулирования  государственного кредита в  России необходимо соблюдать ряд принципов, как-то:  - безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств; единство учета всех видов эмитированных обязательств;            - снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;         - оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;

- сохранение финансовой  независимости путем поддержания  оптимальной структуры долговых  обязательств государства между  заимодавцами - резидентами и нерезидентами; 

- открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика»[16, С. 12].

Государственный кредит и кредитные отношения жестко регламентированы законодательством и находятся под контролем государства. На сегодняшний день разработана широкая нормативно-правовая база, регулирующая отношения субъектов кредитных отношений и предусматривающая различные льготы и преимущества государственного кредита перед другими инструментами и формами финансировании.

В управлении государственным  долгом любой страны, в  том числе  и России  большое значение имеет  принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может  нарушаться.

Из выше изложенного отметим, что необходимо, прежде всего, усиление регулирующей роли государства в денежно-кредитной сфере; 
во-вторых, может быть использована денежно-кредитная политика, направленная на регулирование процентных ставок; а так же государством должны быть определены приоритетные отрасли народного хозяйства, в которых должны быть снижены процентные ставки при выдаче инвестиционных кредитов.

 

 

2.3. Пути  решения организации государственного кредита

Для преодоления угроз  экономической безопасности, возникающих  в результате роста долгового  бремени, необходимо выработать комплекс мер в области государственного долга, который даст возможность снизить долговую нагрузку на экономику.

Так, выпуск новых видов  государственных облигаций позволит диверсифицировать внутренний государственный долг, а также существенно расширить залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих банков.

Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности могли бы способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

Отношения, связанные  с формированием внутреннего  и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической  деятельности государства. Однако, непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории. В проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики достаточно актуальны, особенно после мирового кризиса. Накопление государственного долга имеет ряд последствий для социально-экономического развития страны:

- переложение налогового бремени на будущие поколения;

- перераспределение доходов среди населения;

- вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Чтобы избежать негативных последствий государственного долга, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. В настоящее время государство вынуждено использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Существует много различных вариантов сокращения государственного долга, и одним из вариантов является снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, что позволяет избежать перекладывания долгов настоящего времени на плечи будущих поколений, определить основные направления дальнейшей модернизации экономики.

В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы отмечается, что «бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований».

В целях совершенствования  системы мониторинга внешних  заимствований корпоративного сектора  и создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты изменения в  Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По мнению Счетной  палаты, для осуществления мониторинга  совокупного  внешнего долга и  оценки возможных рисков, связанных  с  ростом указанного долга,  необходимо установить механизм оперативного влияния  на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

Важной целью выпуска  государственных облигаций является оказание сдерживающего влияния  на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно изымаются «из оборота», то есть, «придерживаются». Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи выпусков государственных облигаций.

Указанные выше цели могут  быть достигнуты при условии, что  государственные облигации способны удовлетворять ряду требований, в  частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности. Государственные облигации, как правило, удовлетворяют указанным выше требованиям. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям. В развитых странах вложение средств в государственные облигации рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.

Ввиду надежности и определенности, государственные облигации обладают также ликвидностью. Их легко можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или обеспечения обязательств.

Обладая такими характеристиками, государственные облигации, естественно, представляют наибольший интерес для  крупных институционных инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний. Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные бумаги.

Таким образом, во избежание негативных последствий государственного долга, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Одним из вариантов является снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, что позволяет избежать перекладывания долгов настоящего времени на плечи будущих поколений, определить основные направления дальнейшей модернизации экономики. В последнее время одной из основных тем, интересующих финансистов, стала проблема дефицита государственного бюджета по причине стремительного роста объемов государственного долга. Внешние и внутренние заимствования, составляющие государственный долг – это эффективная помощь для развивающейся Россия, при правильном использовании заемных средств.

Увеличение  процентных расходов   обусловлено прежде всего увеличением планируемых  для  финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных  заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации.   Рассмотрена структура  государственного внешнего и внутреннего долга РФ. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей.    Анализ динамики  объема и структуры  государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов  предоставляемых гарантий в иностранной  валюте.

Необходимо выработать комплекс мер в области государственного долга, который даст возможность снизить долговую нагрузку на экономику, например  за счет  нового  вида облигаций.

Государственный долг за  три  года  возрос  на 2466,2 млрд. руб., его объем в 2012 году превысит аналогичный показатель 2011 года в 1,4 раза.

 

Выводы и  предложения

Необходимость использования государственного кредита  объясняется противоречиями между  растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.

 С помощью  государственного кредита удается  ослабить постоянные противоречия  между величиной необходимых  потребностей общества и возможностями  государства по их удовлетворению  за счет бюджетных средств; - как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный кредит может являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;           - финансирование дополнительных государственных расходов посредством государственного долга связано обычно с меньшими негативными последствиями как для функционирования экономики (например, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);       - стратегия управления государственным кредитом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.

В то же время, необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой.  В условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Государственный кредит - самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства;

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности, возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях;

Выделяются  следующие формы государственного кредита: внутренний, внешний; государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды (бюджетные ссуды), гарантированные займы, государственное заимствование, государственная гарантия, государственный кредит;

 Особенности  государственного кредита обусловлены  его функциями: распределительная, регулирующая и контрольная;

При управлении государственным долгом используются следующие способы: рефинансирование, новация, консолидация, конверсия, унификация, отсрочка платежа, аннулирование государственного долга.

Рассмотрев   формы  государственного кредита, отметим, что, все  специалисты в  области кредитования  государства,  основной формой государственных кредитов считают государственные займы. Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Рассмотрена структура  государственного внешнего и внутреннего  долга РФ. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей. Анализ динамики  объема и структуры  государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования