Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание

Цель работы является рассмотрение кредита и особенности ее организации и регулирования на современном этапе.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и функции государственного кредита; 2. Рассмотреть различные формы государственного кредита их важность;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы государственного кредита, особенности организации и регулирования…………………………………………………5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………..5
1.2 Формы государственного кредита……………………………………….12
1.3 Роль и управление государственным кредитом в современной России………………………………………………………………………….16
2. Анализ и пути решения организации государственного кредита в России………………………………………………………………………….22
2.1 Анализ организации государственного кредита………………………22
2.2 Проблемы регулирования государственного кредита в России……….26
2.3 Пути решения организации государственного кредита………………..30
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

На достижение эффективности  государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Государство заинтересовано в получении займов на дли тельные  сроки. Увеличение срока действия уже  выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга(изменений условий займов, связанных с их сроками).     Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне нее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Такая мера предусматривает  уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам.

При управлении государственным  долгом используется также его реструктуризация – погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:

- обмен одних долговых обязательств на другие;

- обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации;

- досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом;

- списание части долговых обязательств.

В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата.

Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ на покрытие дефицита.

Все средства, поступающие  в бюджет от заимствований, и средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Система управления государственным  долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

Специалисты в качестве недостатков  системы управления государственным долгом России выделяют отсутствие [15, С.73]:

- закрепления целей государственных заимствований по закону;

- порядка применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов;   - ответственности за эффективность принятых решений при осуществлении государственных заимствований;     - пределы полномочий и ответственности Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и банков агентов;  - системы и механизма планирования в области управления государственным долгом;

- системы анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга;

- координации долговой политики государства с политикой в области управления государственным долгом;

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики.        Так, говоря об управлении  государственном кредитом, отметим, что их роль очень важна. Государство должно заботиться об эффективности государственного кредита, именно ему дается полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах.

Рассмотрев сущность, функции, формы, а так же  роль  управления отметим, что государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Внешние и внутренние заимствования, составляющие государственный долг являются эффективной помощью для России, при правильном использовании заемных средств.

2. Анализ и  пути решения организации государственного  кредита в России

 
2.1 Анализ организации государственного  кредита

 

Рассмотрим дефицита бюджета и  государственного  долга России за  период 2009-2011г. в  таблице 1. 

 Таблица 1

Динамика объема и структуры дефицита   бюджета  и  государственного долга

 

2009г.

2010г.

2011г.

 

Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

Дефицит (профицит) бюджета

-2936,9

-6,8

-1795,0

-3,9

-65,8

-0,1

Федерального бюджета

-2615,7

-6,6

-1660,1

-3,5

29,9

0

Консолидированных бюджетов субъектов РФ

-285,8

1,9

-99,9

-0,3

-46,4

0,1

Государственных внебюджетных фондов

35,4

0,1

35,0

0,1

10,5

0

Государственный долг РФ в т. ч.:

3233,1

8,3

4158,2

9,3

5699,3

10,7

Внутренний гос. долг

2094,7

5,4

2940,4

6,6

45550,

8,5

Внешний гос. долг

1138,4

2,9

1217,8

2,7

1144,3

2,2


 Источник: www minfin. ru

 

Из таблицы  видно, что дефицит  бюджета с  каждым  годом  стремительно  сокращается. Так если в  2009г. он  составлял – 2936,9 млрд. руб., в 2010г. -1795,0 млрд. руб., а в 2011г. -65,8 млрд. руб. Из  них большая  часть  приходится  на федеральный бюджет,  за  исключением 2011г., в  этом  году  большая  часть пришлась  на консолидированный бюджет  субъектов  РФ. Что  же касается  государственного  долга,  то  тут идет  тенденция  увеличения,  за  три  года  возросшая  на 2466,2 млрд. руб. Объем государственного долга в 2012 году превысит аналогичный показатель 2011 года в 1,4 раза, а в 2014 году - в 2 раза. Увеличение произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличится соответственно в 2 раза. Существенно увеличатся бюджетные ассигнования федерального бюджета на обслуживание государственного долга.

Структура государственного внешнего долга представлена в Приложении 1 

 Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме рис. 1.

 


Рис.1 Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014гг.

Возросшие объемы заимствований  и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.

Динамика объема и  структуры  государственного внутреннего  и внешнего  долга представлена в Приложении 2.

Анализ динамики  объема и структуры государственного внутреннего  долга показывает, что  рост  государственного внутреннего долга  в основном обусловлен увеличением долга по  государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.  Доля указанного долга   увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.        Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей.

Анализ динамики  объема и структуры  государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте  в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля  долга  по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в  2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.       

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета на плановый 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. Рассмотрим  их в  таблице 2.

Таблица 2

Источники финансирования  дефицита федерального бюджета  в 2012-2014гг. млрд. руб.

 

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Дефицит федерального бюджета 

1570,5

1744,3

1648,4

Государственные заимствования  в  том числе:

1592,3

1601,7

1626,1

привлечение

2181,7

2284,0

2474,1

погашение

-589,4

-682,3

-848,0

Государственные внутренние  заимствования в  том числе:

1459,0

1465,7

1486,2

привлечение

1977,9

2082,2

2273,6

погашение

-518,9

-616,5

-787,4

Государственные  внешние  заимствования в  том числе:

133,3

136,0

139,9

привлечение

203,8

201,8

200,5

погашение

-70,5

-65,8

-60,6


www.minfin.ru

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.

Таким  образом, низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков.

 

2.2. Проблемы регулирования  государственного кредита в России

 

Отношения, связанные  с функционированием государственного кредита и государственного долга, нуждаются в государственном регулировании.

Важнейшими нормативными актами, в этой сфере являются:

- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.[1];

- Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.[2];

- Налоговый Кодекс РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ.[3];

- ФЗ №115 от 5.08.1996 г. «О бюджетной классификации РФ»;

- ФЗ №136 от 15.07.1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

- Постановление правительства от 27.09.1994 №1107 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами»;

- Постановление правительства от 23.06.2000 г. №478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединёнными в Лондонский клуб кредиторов»;

- ФЗ №136 от 15.07.1998 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

- и др., включая федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах на очередной год.

Основополагающим документом, безусловно, является Бюджетный Кодекс РФ, по которому государственным долгом РФ являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами;

Отметим те проблемы правового  регулирования государственного кредита, с которыми столкнулась Россия в  период рыночных реформ.  Во-первых, это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов.         Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит «обратная покупка» долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.        Трудности иного рода возникают при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия.        В-третьих, важной проблемой является неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства.    При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство.        В-четвертых, неэффективна система оперативного управления внешним долгом. Внешэкономбанк, не являясь структурной единицей Минфина России, испытывает трудности как в получении информации, так и её передаче, в то время как Минфин не удовлетворяет процедура предоставления Внешэкономбанком текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.        В-пятых, Правительство России не создало единую систему полноценного и достоверного учета всех государственных долговых обязательств. В настоящее время учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Минфин России, Внешэкономбанк, иностранная компания.          В-шестых, имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.     В-седьмых, финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями[14, С.214].

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности организации и регулирования