Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание

Кредит возник ещё в первобытнообщинном строе в результате развития товарно-денежных отношений и имущественного расслоения общества. Богатые члены общества предоставляли кредиты мелким производителям, крестьянам и ремесленникам. По мере развития общества кредитором выступали рабовладельцы, затем феодальная знать. Основными кредиторами были купцы, откупщики налогов и податей, монастыри и храмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ. 10
1.3.ФОРМЫ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
Российская Федерация как заемщик 13
Российская Федерация как гарант 15
Российская Федерация как кредитор. 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ. 20
1.2. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. 20
2.2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНУТРЕННИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ . 23
3.2.ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 25
4.2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Государственный кредит.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      1.2. Классификация государственных займов.

      Государственные займы могут быть классифицированы по ряду следующих признаков:

      1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

      2. По месту размещения — внутренние  и внешние.

      3. По обращению на рынке —  рыночные и нерыночные. Рыночные  займы свободно продаются и  покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

      4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).

      Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении  доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются  векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

      5. По обеспеченности долговых обязательств  — закладные и беззакладные.

      Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.

      Обеспечением  беззакладных облигаций служит все  имущество государства или данного  муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно  высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

      6. По характеру выплачиваемого  дохода займы могут быть следующих видов:

        Процентные займы- доход по  ним устанавливается в виде  фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

      Дисконтные  – доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим  их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на которые средства были предоставлены заёмщику;

      Выигрышные- Выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвесторов, поскольку не представляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

      Индексационные- доход по ним  выплачивается путем индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.

      7. По методу определения дохода  долговые обязательства государства  бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

      Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 — 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

      1) покрытие потребности в денежных  средствах за счет краткосрочного  или среднесрочного займа и  выпуска (когда процентная ставка  упадет) долгосрочного. Однако в  этом случае заемщик несет  дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

      2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы. (7)

      8. В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

      9. по способу погашения задолженности  возможны два способа: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

      1)  равными частями в течение  определенного срока, например, четырех лет;

      2)  возрастающими долями на протяжении  оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна, если привлечённые средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации идёт и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;

      3) снижающимися долями на протяжении  оговоренного срока.

      10.по  направлениям использования заёмных  средств: целевые и нецелевые. (6) 

      1.3.Формы кредитных отношений.

        Российская Федерация как заемщик

      В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. (2)

      Активность  государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его  финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг страны как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.(5)

      Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.(4)

      Обеспечением  государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

      Государственный внутренний долг состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникшей  задолженности. Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных  образований Российской Федерации, если они не были гарантированы.

      Правительством  РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ и условия их выпуска  определяются самостоятельно на местах.

      В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

      Кредиторами по внутренним займам выступают юридические  и физические лица, являющиеся резидентами  данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

      Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

      Кредитная деятельность РФ на мировой арене  регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"

      В настоящее время Российская Федерация  является крупным заемщиком как  внутри страны так и на международной арене.

      К государственным внешним заимствованиям относятся привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг.

      Предельный  размер государственных внешних  заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ.(5) 

      Российская  Федерация как  гарант

      Государственная гарантия определяется как способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ- гарант даёт письменное обязательство отвечать за неисполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства пере третьими лицами полностью или частично. Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. (1)

      Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке.Оно гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

      Гарантированные сбережения граждан являются государственным  внутренним долгом РФ. Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производятся путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

      В последние годы государство стало  выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ  и групп. В частности, в соответствии с

      Указом  Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993г. государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.

Информация о работе Государственный кредит