Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание

Кредит возник ещё в первобытнообщинном строе в результате развития товарно-денежных отношений и имущественного расслоения общества. Богатые члены общества предоставляли кредиты мелким производителям, крестьянам и ремесленникам. По мере развития общества кредитором выступали рабовладельцы, затем феодальная знать. Основными кредиторами были купцы, откупщики налогов и податей, монастыри и храмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 4
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ. 10
1.3.ФОРМЫ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
Российская Федерация как заемщик 13
Российская Федерация как гарант 15
Российская Федерация как кредитор. 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ. 20
1.2. СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. 20
2.2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНУТРЕННИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ . 23
3.2.ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 25
4.2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Государственный кредит.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Слово «кредит» произошло от латинского «creditum», что в переводе означает ссуда. Под  кредитом понимают ссуду в денежной и товарной формах, выданную на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. С помощью кредита выражаются экономические отношения между кредитором и заёмщиком.

      Кредит  возник ещё в первобытнообщинном строе в результате развития товарно-денежных отношений и имущественного расслоения общества. Богатые члены общества предоставляли кредиты мелким производителям, крестьянам и ремесленникам. По мере развития общества кредитором выступали рабовладельцы, затем феодальная знать. Основными кредиторами были купцы, откупщики налогов и податей, монастыри и храмы.

      Со  временем кредитные отношения претерпели некоторые изменения.

      В современных условиях кредит рассматривается как форма  движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности платности. Сейчас выделяется несколько форм кредита: коммерческий, банковский, а также государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

      Целью данной курсовой работы является изучение государственного кредита. Чтобы достичь  поставленную цель необходимо выполнить следующие задачи:

      1. ознакомиться с понятием государственного кредита, его функциями;

      2. рассмотреть виды государственных займов;

      3. ознакомится с формами кредитных  отношений;

      4.рассмотреть использование государственного кредита в Ненецком автономном округе. 

      Глава 1. Содержание государственного кредита. 

      1.1. Сущность и функции государственного кредита.

      Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

      Основная  классическая форма кредитных отношений - государство выступает в качестве заемщика средств, а население банки, фонды – как кредиторы.

      В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, эти функции переходят государству. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. (6)

      Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.

      В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

      Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении; от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.(4)

      Государственный кредит отличается от других видов кредита:

      1) при заимствовании средств государством  обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, тогда как при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения   обычно   выступают   какие-то   конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство

      2)  На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера.  Тогда как  позаимствование   средств  на  более  низких  уровнях достаточно часто имеет  четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

      3)  Как  и любой другой  заемщик,  государство  привлекает средства  на заранее определенный срок- любые долговые обязательства  Российской Федерации погашаются  в сроки, которые определены  конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. (9) 

      Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

      1.Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

      Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

      Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не воспользуется их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

      Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. (6)

      Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже  выпущенным.Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой рефинансирования.

      Ставка  рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование  на обслуживание внутреннего долга. Таким образом государственный  кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.(8)

      Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга.

      Источники финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

      При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

      Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях. (6)

      2.Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

      Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

      Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

      До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

      Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

      Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

      Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.(5)

      3.Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения денежных средств.3) осуществляется не только финансовыми институтами, но и кредитными структурами. (6)

Информация о работе Государственный кредит