Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
I. Понятие и виды инфляции…………….……………….…………7
1.1. Понятие, сущность и причины возникновения инфляции……….…7
1.2. Виды и типы инфляции…………………………………………..….13
1.3. Последствия инфляции………………………………………………21
II. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………..…..24
2.1. Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь….....24
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь....26
III. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь………………………..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ инфляция.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

     Превышение прогнозного индекса роста потребительских цен в Беларуси обусловлено, прежде всего, внешними факторами.

     На  мировом рынке возросли цены на энергоносители, сырье и материалы, продовольствие. Как следствие, эти факторы продиктовали необходимость принятия в Беларуси решений по увеличению цен и тарифов  на внутреннем рынке для сокращения убыточности предприятий реального сектора экономики, предотвращения несанкционированного вывоза из страны продуктов питания.

     Сводный индекс потребительских цен, характеризующий  инфляцию, составил за январь-август 2008 года 108,3%, или 101% в среднем за месяц, при прогнозе на 2008 год - 100,5-100,6% в среднемесячном исчислении.

     В целом по итогам работы народного  хозяйства Беларуси в январе-августе 2008 года следует констатировать, что  в социально-экономическом развитии республики сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых отраслях экономики. При этом, по большинству важнейших показателей очевидна тенденции ускорения темпов роста по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. В результате, по итогам восьми месяцев обеспечено достижение 17 из 19 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2008 год, утвержденных указом от 18 декабря 2007 года №565.

     Темп  роста валового внутреннего продукта в январе-августе составил 110,6% к уровню такого же периода 2007 года при прогнозе на год 108-109%. Для сравнения: за аналогичный период 2007 года прирост ВВП составил 8,4%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 30,8%, сельского хозяйства - 6,9%, строительства - 8,7%, транспорта и связи - 8,2%, торговли и общественного питания - 10,8%. Рост валового внутреннего продукта в Беларуси сопровождался снижением его энергоемкости. Энергоемкость ВВП за семь месяцев снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 7,5% (прогноз на 2008 год - минус 7-8%).

     В промышленности республики за восемь месяцев произведено продукции  на 13,1% больше, чем за аналогичный  период 2007 года (прогноз роста на год - 8-9%). В январе-августе 2007 года прирост  производства продукции промышленности к уровню соответствующего периода прошлого года составил 8,5%.

     Производство  потребительских товаров за данный период возросло на 12,8% (прогноз роста  на год - 9-10%), в том числе продовольственных - на 13,3% (прогноз - 8-9%), непродовольственных - на 12,3% (прогноз - 10-11%).

     Удельный  вес новой продукции в объеме промышленного производства в январе-августе 2008 года составил в целом по республике 16,4%. Наиболее высокий показатель достигнут  по Министерству промышленности (34,3% при  прогнозе на 2008 год 25%).

     Одним из важнейших направлений повышения  эффективности экономики является снижение затрат на производство продукции, в особенности материалоемкости. По итогам января-июля сохраняется  наметившаяся тенденция снижения уровня материалоемкости продукции в промышленности в сопоставимых ценах. В целом по промышленности снижение уровня материалоемкости за январь-июль составило 2,8%, что выше прогнозного параметра, установленного на 2008 год (минус 1,5%).

     Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-августе 2008 года увеличился по сравнению с уровнем соответствующего периода 2007 года на 7,4% при прогнозе роста на 2008 год на 7-8%.

     В республике сохраняется положительная динамика в производстве продукции животноводства. В январе-августе в сельскохозяйственных и других организациях, учитываемых в текущем порядке, реализация скота и птицы на убой (в живом весе) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 5,5%, производство молока - на 8,8%, яиц - на 5,2%.

     За  восемь месяцев 2008 года на развитие экономики  использовано инвестиций в основной капитал на 21,8% больше, чем в январе-августе  прошлого года (прогноз на 2008 год - 15-17%). Затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств составили 125,3% к уровню января-августа 2007 года.

     Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал в январе-августе 2008 года оставались собственные средства организаций, бюджетные средства и кредиты банков (включая кредиты иностранных банков), составившие соответственно 41,8%, 25,5% и 19,8% их общего объема, в то время как инвестиции за счет иностранных источников (без кредитов иностранных банков) составили 1,2% (в январе-августе 2007 года - 0,6%).

     На  строительство жилых домов в  январе-августе использовано 18,5% общего объема инвестиций, или 118,6% к уровню аналогичного периода 2007 года. Прогнозом  социально-экономического развития Беларуси в 2008 году предусматривается ввести в эксплуатацию 5,2 млн.кв.м общей площади жилья за счет всех источников финансирования.

     За  восемь месяцев в Беларуси построено 3073,9 тыс.кв.м жилья (рост на 13,2%). В  сельских населенных пунктах введено  в эксплуатацию 976,3 тыс.кв.м общей  площади жилья, или 31,8% от общего ввода. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях в январе-августе построено 1295,2 тыс.кв.м жилья, или 103,5% к уровню соответствующего периода 2007 года.

     Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса  из расчета в фактических ценах составил по итогам семи месяцев 157,2% к уровню января-июля 2007 года (прогноз на год 114,5-115,5%), в том числе экспорт - 157,4% (116-117%), импорт - 156,9% (112,5-113,5%).

     В январе-июле 2008 года сальдо внешней  торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательное в размере $1762,1 млн. (прогноз на 2008 год - отрицательное сальдо в интервале $1400-1420 млн.). В том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное и составляет $2819,8 млн., услугами положительное - $1057,7 млн.

     По  данным торгового баланса, объем  внешней торговли товарами за январь-июль 2008 года составил $44,1 млрд., в том  числе экспорт - $20,5 млрд., импорт - $23,6 млрд. Стоимостной объем экспорта по сравнению с январем-июлем 2007 года из расчета в фактических ценах увеличился на 59,9%, или на $7,7 млрд., импорт возрос на 58%, или на $8,7 млрд.

     Увеличение  стоимостных объемов внешней  торговли в большей степени обусловлено  повышением средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению с январем-июлем 2007 года средние цены экспорта возросли на 46,7%, импорта - на 33,7%. Физический объем (товарная масса) экспорта увеличился на 9%, импорта - на 18,2%. За счет увеличения средних цен обеспечено 85% прироста стоимостного объема экспорта товаров и 68,7% импорта, за счет роста физического объема - соответственно 15% и 31,3%.

     Экономический рост способствовал сохранению в  январе-июле 2008 года тенденции опережающего роста реальных денежных доходов  населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен). За январь-июль 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года они увеличились на 11,5% при прогнозе роста на год 9-10%. В январе-июле сохранена тенденция стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики.

     По  данным Министерства статистики и анализа, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в целом  по республике в январе-июле составила Br832,8 тыс., или $389 в долларовом эквиваленте, и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 24,1%. В том числе за июль она была Br923,3 тыс. ($435,2) и увеличилась по сравнению с июлем 2007 года на 26,1%, что выше прогноза (18,8%).

     В бюджетной сфере номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата в январе-июле 2008 года составила Br691,7 тыс., или $323,1 в эквиваленте, и увеличилась по сравнению с январем-июлем прошлого года на 14,9% при прогнозе 14,8%. В том числе за июль она составила Br734,3 тыс. ($346,1) и увеличилась по сравнению с июлем 2007 года на 15,6%.

     Пенсионная  система республики функционирует  стабильно. Обеспечивается рост и своевременная  выплата пенсий. В августе 2008 года были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых  органами социальной защиты. Средний  размер назначенной пенсии составил Br389,4 тыс. (128,5% к величине среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил Br408,3 тыс., по инвалидности - Br357,2 тыс., по случаю потери кормильца – Br242,4 тыс., социальной пенсии - Br169,8 тыс. Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в августе 2008 года по сравнению с августом 2007 года увеличился на 19,6%.

     По  состоянию на конец августа 2008 года уровень регистрируемой безработицы, по оценке, составил 0,9% к численности экономически активного населения (по прогнозу на конец года - в интервале 1,2-1,4%).

     Численность занятых в экономике республики в январе-июле 2008 года, по предварительным  данным, достигла 4473,9 тыс. человек, что соответствует прогнозному показателю на 2008 год - 4460-4535 тыс. человек.

     В январе-августе 2007 года на белорусском  потребительском рынке сохранены  положительные тенденции роста  реализации товаров и услуг. Розничный  товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации увеличился на 21,3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2007 года при прогнозе на год 10-11%.

     Одним из важнейших направлений государственной  социально-экономической политики остается развитие сферы услуг и наращивание реализации платных услуг населению. В этой связи темп роста объема платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации в январе-июле 2008 года, обеспечен на уровне 112,2% к соответствующему периоду 2007 года при прогнозе на 2008 год 109-110%. При этом организациями государственной формы собственности оказано 58% общего объема платных услуг населению. Удельный вес частной формы собственности в объеме платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 34,9%.

     Министерство  экономики также проанализировало финансовые результаты работы организаций  реального сектора экономики. По итогам января-июля сохраняется наметившаяся с начала 2008 года тенденция некоторого улучшения финансового состояния  организаций реального сектора экономики. Так, в целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 15,8% против 12,3% за соответствующий период прошлого года, рентабельность продаж - соответственно 8,9% против 7,2%. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-июль 2008 года достигла 18,6% (в январе-июле 2007 года - 13,1%), рентабельность продаж - 13% (9,5%).

     Анализ  показывает, что в январе-июле 2008 года не удалось выйти на прогнозные параметры по ограничению импорта товаров и услуг (темп роста 156,9% при прогнозе на 2008 год 112,5-113,5%) и сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса (минус $1762,1 млн. при прогнозе отрицательного значения в интервале $1400-1420 млн.) [17].

     Рекомендации  на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской деятельности.

      Во-вторых, конкурентоспособность белорусских  предприятий должна быть повышена с  помощью стимулов к структурной  реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.

      Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение. 
 
 
 
 
 

III. Основные направления и методы  антиинфляционного регулирования

в Республике Беларусь. 

      Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

      Системной причиной инфляции стала попытка  форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

      Подходы и инструменты регулирования  инфляционных процессов в прогнозном периоде 2006-2010 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь