Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
I. Понятие и виды инфляции…………….……………….…………7
1.1. Понятие, сущность и причины возникновения инфляции……….…7
1.2. Виды и типы инфляции…………………………………………..….13
1.3. Последствия инфляции………………………………………………21
II. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………..…..24
2.1. Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь….....24
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь....26
III. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь………………………..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ инфляция.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

      - постепенное формирование принципов  деловой этики, чему может способствовать  поощрение организации профессиональных  деловых сообществ, которые объединяют предпринимателей, занимающихся сходными видами деятельности, а также создание различных деловых союзов, аналогичных, действующим  в странах  с развитым рынком. Структуры такого рода призваны содействовать обмену необходимой информацией и оказанию самых разнообразных взаимных услуг;

      - сокращение количества бюрократических  разрешений, связанных с регистрацией  и аккредитацией предприятий,  лицензированием деятельности, уменьшением  числа видов деятельности, подлежащей  регламентации;

      - совершенствование законодательной и нормативной базы, особенно механизма реализации принятых законов;

      - реструктуризация предприятий и  формирование па этой основе  института эффективных собственников,  активно влияющих на принятие  корпоративных решений;

      - всемерное стимулирование и поддержка функционирования малого предпринимательства, создание конкурентной среды.[4, с. 832-833]

      Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что  первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.

      В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:

      - прибегать к аукционам как  при закупках товаров и услуг,  так и при распределении общественных  ресурсов;

      - заключать контракты на осуществление  значительной части функции, ранее  выполнявшихся государством;

      - использовать методы оплаты выполненной  работы только в зависимости от полученных результатов;

      - ориентироваться на рыночную  информацию (например, на рыночные оценки при осуществлении закупок).

      Реформирование  экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных  предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых  служб,   банковских   и  страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.

      Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются:

      • сокращение посреднических организаций;

      • формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;

      • совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.

      Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально-технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.

      Основными направлениями в развитии оптовых  организаций и складского хозяйства являются:

      • развитие крупных предприятий оптовой  торговли, обеспечивающих потребности  крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;

      • совершенствование работы мелкооптового  звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;

      • создание ярмарочных центров с сетью  постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж.

      Развитие  крупных предприятий оптовой  и мелкооптовой торговли позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить за счет этого трансакционные издержки.

      Одним из важных факторов существенного ускорения  процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация  контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина.

      Важное  значение имеет внедрение и более  активное применение прогрессивных  технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также к применению системы бонификации, стимулирующей покупку большего количества товаров одним покупателем. Перспективным является сбыт товаров через Интернет, внедрение системы торговли с использованием телевидения (теле-маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух раз в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.

      Для увеличения торговой площади целесообразно  сокращение складских помещений  в магазине за счет создания в розничной  и оптовой торговле специально оборудованных склад-центров. В таких центрах осуществляется хранение, переработка и подсортировка товаров.

      Во  всех странах государство тем  или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти  грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

      Общей целью совершенствования системы  ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего  формирование системы цен, создающей  условия для эффективного использования  ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.

      Заниженные  цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.

      С другой стороны, завышение цен обусловливает  неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения.

      Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:

      • постепенное расширение сфер рыночного  ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;

      • совершенствование принципов и  методов ценообразования;

      • упорядочение организации учета  элементов цены, направленное на экономию и противодействие необоснованному  отнесению затрат на себестоимость продукции;

      • прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;

      • совершенствование ценообразования  во внешнеэкономической сфере;

      • ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;

      • определение сопряженных мер  косвенного регулирования цен, связанных  с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов.

      Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала. Отставание цен на продовольственные, непродовольственные потребительские товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества товаров, реализуемых на внутреннем рынке.

      Основным  фактором заниженного уровня потребительских  цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.

      Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен. 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось  и много общего.

     Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

     Анализ  белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

     1. С учетом финансовой и экономической  ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

     2. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

     3. Для обоснования целевого значения  инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.  При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь