Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:50, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
ВВЕДЕНИЕ 5
I. Понятие и виды инфляции…………….……………….…………7
1.1. Понятие, сущность и причины возникновения инфляции……….…7
1.2. Виды и типы инфляции…………………………………………..….13
1.3. Последствия инфляции………………………………………………21
II. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………..…..24
2.1. Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь….....24
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь....26
III. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь………………………..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
В
настоящее время резервы
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной
причиной инфляции в республике является
низкий уровень эффективности
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.[3, с. 19-21]
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2009 г. белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 1,2% по отношению к доллару США.
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2009 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк рекомендовал банкам достичь того, чтобы к 2009 году процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 15% годовых и на срок свыше года — не более 12%.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).[6, с. 288]
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
•
расширение спектра организационно-
•
оптимизация топливно-
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 1-3% и энергоемкости ВВП на 10-15%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера.
Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к потребителю.
В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.
Величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.
Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других.
Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства и частичного перенесения их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются:
-
деятельность в направлении
-
значительное улучшение
- повышение уровня соблюдения деловых контрактов, снижение степени неопределенности в хозяйственных отношениях, что обеспечивается функционированием так называемых «третьих лиц» (арбитражных судов, разного рода общественных объединений), а также существованием «горизонтальных» форм контроля за выработкой соглашений и добросовестным выполнением правовых обязательств непосредственными участниками хозяйственных операций;
Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь