Инновационные направления в микрокредитовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

В настоящий момент в России все еще не сформированы условия для создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.
Цель работы – рассмотреть сущность системы микрокредитования в зарубежной и отечественной практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы микрокредитования 4
1.1. Понятие и основные положения теории микрокредитования 4
1.2 Формы и методы микрокредитования 10
1.3. Актуальность микрокредитования для малого бизнеса в РФ 15
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования системы микрокредитования в РФ 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая_итог.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

      • Повышенный охват. Использование принципа групповой гарантии вместо залогового обеспечения позволяет МФИ распространить свою работу в наиболее бедных слоях общества, которые не могут предоставить залог.

      • Эффективные отбор и мониторинг. Кредитная группа обеспечивает контроль за своими членами. Так как члены  группы лучше знают друг друга, это, как правило, более эффективно, чем  контроль МФИ.

      • Низкие затраты на ведение дел. Это обусловлено тем, что группа берет на себя часть административной работы в процессе выдачи кредитов (формирование кредитной группы, оценка и мониторинг проектов).

      • Взаимная поддержка членов группы. Это укрепляет социальные связи и снижает необходимость в консультационных услугах со стороны МФИ.

      Перечисленные факторы обеспечивают высокий уровень  выплат и низкую процентную ставку по кредитам.

      Методика  определения процентной ставки, используемой в программе микрокредитования 

      Одна из отличительных особенностей большинства микрокредитных программ – использование процентных ставок, значительно превышающих процентные ставки в коммерческих банках. Это связано с тем, что в рамках программ микрокредитования услуги оказываются наиболее рискованной категории заемщиков, и для обеспечения возвратности займов используются специальные методологии, предусматривающие дополнительную по сравнению с банковскими учреждениями работу с заемщиками (формирование в группы, обучение и т.д.). Размер процентной ставки, которую надлежит использовать в программе микрокредитования, обычно вычисляют следующим образом:

      

      где: Э – эффективная процентная ставка;

      ОР – отношение операционных расходов к стоимости портфеля займов, в %;

      ПЗ - отношение суммы потерь займов к стоимости портфеля займов, в %;

      СФ - отношение стоимости активов и обязательств организации с учетом уровня реальной инфляции к стоимости портфеля займов, в %;

      КП – процент капитализируемой прибыли, в %;

      И – отношение прибыли, полученной организацией не от выдачи микрокредитов (например, от предоставления консультационных и обучающих услуг на сторону), к стоимости портфеля займов, в %.

      Эффективная процентная ставка отражает стоимость услуг и рисков организации по кредитованию данной группы заемщиков, а для учета инфляции и других факторов микрокредитные организации часто рассчитывают реальную процентную ставку, которая учитывает дополнительные факторы в числителе формулы.7

      Эффективная процентная ставка может вычисляться  двумя методами:

      • с начислением процента на всю  сумму кредита;

      • методом нисходящего баланса, когда  процент начисляется на невыплаченную  сумму кредита.

      Поскольку для микрокредитования характерно дробное погашение кредита, в целях снижения расходов заемщика часто используется второй метод.

      Опыт  осуществления микрокредитных программ практически во всех регионах показывает, что даже самые малообеспеченные клиенты способны и согласны платить  более высокие проценты за микрокредиты, поскольку эти затраты компенсируются удобством их получения, возможностью получения на постоянной и часто повторяющейся основе необходимых денежных средств, приобретением дополнительных знаний, навыков, экономией транспортных расходов и т.д. Между тем субсидированные программы, изначально закладывавшие льготные процентные ставки, оказались нежизнеспособными, потому что, не покрывая всех издержек деятельности, «проедали» ресурсы доноров и вынуждены были закрыться.

      Вместе  с тем у методологии группового кредитования есть и некоторые недостатки. Хорошо или плохо работает программа, сильно зависит от деталей в организации схемы кредитования. Высказываются и сомнения относительно того, снижаются ли общие издержки на ведение дел, так как МФИ обычно в целях облегчения процесса формирования группы проводит некоторую подготовку в области менеджмента. Издержки же клиентов растут из-за их участия в групповых собраниях и необходимости проводить контроль за деятельностью других членов группы. К тому же схемы группового кредитования могут не самым лучшим образом соответствовать потребностям людей, некоторые из которых предпочитают взять индивидуальный кредит. Существуют проблемы и с изменением запросов членов группы: если кто-то из них “вырастает” и нуждается в более крупных кредитах, то группа уже не может быть его гарантом. Как правило, возникают также проблемы, связанные с текучестью состава группы.

      Групповое кредитование подразделяется на кредитование через солидарные группы и микрокредитование через общественные организации. Различаются они главным образом взаимоотношениями с микрофинансовыми институтами. В первом случае солидарные группы являются лишь инструментом обеспечения возвратности кредита, и методология микрокредитования рассчитана на долгосрочные отношения между заемщиками и МФИ. Когда же микрокредитование осуществляется через общественные организации (кредитные союзы, ассоциации, добровольные объединения заемщиков), то предполагается, что заемщик одновременно является соучредителем данной организации (это дополнительный фактор, обеспечивающий возвратность средств).8

1.3. Актуальность микрокредитования для малого бизнеса в РФ

      В современной экономической ситуации важное значение имеет организация  микрокредитования представителей малого бизнеса.

      В настоящий момент в России все  еще не сформированы условия для  создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты  и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.

      Многие  из перечисленных проблем решаются развитием системы микрокредитования, с привлечением государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система позволит большинству предпринимателей использовать имеющееся имущество в качестве залога для получения микрокредитов и формировать кредитную историю для дальнейшего кредитования и развития своего бизнеса.

      По  разным оценкам до 70% предпринимателей в России прибегают к услугам  так называемых неформальных кредиторов. Доступность легальных источников кредитования позволяет снижать  долю теневого предпринимательства. Опыт многих развивающихся стран с  переходной экономикой показал эффективность программ развития микрокредитования

      Как правило, при оценке рынка микрокредитования  имеют ввиду кредитование начинающего  бизнеса, с ненадежным залогом, с  размерами кредита не более 100 тысяч  рублей на срок более 4-5 месяцев, предоставляемых на рыночных условиях. Надежных данных по спросу и предложению на рынке микрокредитования в настоящий момент нет. По данным исследований американского Фонда ФИНКА Интернэшнл ежегодное предложение микрофинансовых ресурсов в России оценивается на уровне 263 млн. рублей, а предложения по американским программам составляет 10 млн. долларов. Потребность в микрокредитах в России в настоящий момент по моим оценкам в 3-4 раза превышает предложение.

      Микрокредитование не развивается в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, в которых эта услуга, по всей видимости, предоставляется в рамках неформальных взаимоотношений.

      Все изученные организации, предоставляющие микрокредиты, можно разделять, главным образом, по двум факторам: источник финансовых средств для микрокредитов и целевая группа предпринимателей, которым предоставляется микрокредиты. Эти два фактора во многом определяют форму управления финансовыми ресурсами, стоимость кредитов и условия их предоставления, окупаемость программ микрокредитования и др. Например, Фонды поддержки малого предпринимательства обычно используют бюджетные, заемные и собственные средства, При этом целевая группа предпринимателей – мелкие, достаточно устойчиво работающие предприятия, имеющие ограниченные возможности для предоставления гарантий.

      Процентная  ставка по микрокредитам и целевая  группа предпринимателей достаточно сильно связаны друг с другом:

      Ставка 8-10% в месяц – предприятия оптово-розничной  торговли с устойчивым объемом продаж и достаточным ассортиментом товаров в обороте; размер кредита обычно не превышает 20000 рублей, часто не бывает необходимого ликвидного залога; важное значение имеет оценка устойчивости бизнеса.

      Ставка 4-6% в месяц позволяет в большей  степени кредитовать производственный бизнес, развитие услуг; более низкая доходность и специфика заемщиков приводит к необходимости увеличения размеров микрокредита до 50000 и более рублей. Предъявляются более жесткие требования к залогу, его оценке и страхованию – заемщик готов к этому из-за относительно доступной стоимости кредита.

      Ставка 1.25% в месяц (15% в год) используется для кредитования инновационных  проектов, как правило, без необходимого залогового обеспечения. Использование  не рыночного процента по кредитам, приводит к необходимости привлечения дополнительных средств для финансирования обслуживания предоставляемых кредитов. Эта форма предоставления кредитов является нетипичной для микрокредитования.

      В небольшом объеме службами занятости  предоставляются безвозмездные  ссуды на начало ведения бизнеса.

      Перед микрокредитованием обычно ставят одну или несколько из трех задач:

    1. предоставление микропредприятию венчурного капитала на ранней стадии развития, с тем, чтобы в будущем создать рабочие места и рост предприятия;
    2. предоставление возможностей для снижения уровня бедности;
    3. предоставление кредитов малым предприятиям, не имеющим доступ к банковским или иным источникам кредитования.

      Обычно, микрокредиты в размере не более 25000 долларов США (по методике МАП РФ – до 5000 долларов) предоставляются частным предприятиям с численностью занятых до 10 человек. Как правило, такие предприятия испытывают недостаток не только в финансах, но и в отсутствии необходимой информации и в опыте управления.

      Организации по микрофинансированию должны стремиться к увеличению числа клиентов и повышению собственной рентабельности. Микрокредиты должны предоставляться на условиях, соответствующих рыночным. Коммерческие программы микрокредитования лучше удовлетворяют потребности клиентов. Такие кредиторы внушают больше доверия как надежные деловые партнеры, а их рассуждения о бизнес-планировании и управлении финансами более убедительны, так как они сами занимаются бизнесом. 9

      В зависимости от целей и имеющихся  финансовых ресурсов используется либо индивидуальное, либо групповое кредитование. В России больше распространено индивидуальное микрокредитование. Оно требует небольших стартовых средств (некоторые Фонды, например, начали свою деятельность с 300-400 тысяч рублей) и оказываются рентабельными уже при нескольких десятков клиентов. Групповое кредитование в России представлено главным образом кредитованием групп солидарной ответственности (например, ФИНКА Интернэшнл). Этот вид кредитования успешно развивается за рубежом, но в России пока ни одна из программ не вышла на уровень самоокупаемости. Эти программы требуют достаточно больших первоначальных вложений (до 1 млн. долларов США) и становятся рентабельными только при большом количестве клиентов – несколько тысяч заемщиков. Главное преимущество этих программ – отсутствие требований к наличию залога у заемщиков.

 

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования системы микрокредитования в РФ

 

      Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений; формирование среднего класса и т.д.

      Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной  рыночной экономики, поскольку ее структура предполагает сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Одним из основных факторов, ограничивающих возможности малых предприятий, являются трудности бесперебойного финансирования. Получить банковский кредит очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению  гарантий возврата кредита ввиду повышенных рисков и отсутствия у малых предприятий достаточно длительной кредитной истории. С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой минимален вклад недвижимости, также усложняет процесс поиска денежных средств. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий.

Информация о работе Инновационные направления в микрокредитовании