Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
В настоящий момент в России все еще не сформированы условия для создания благоприятной инвестиционной политики. С одной стороны процентная ставка по кредитам очень высока, кредиты и инвестиции труднодоступны. С другой стороны и сами предприниматели часто не готовы к реализации инвестиционных проектов: нет имущества для залога; нет кредитной истории и длительного опыта ведения бизнеса. Кроме того, сложилась неблагоприятная экономическая атмосфера для кредитования малого бизнеса: нестабильная экономическая ситуация, несовершенство законов и налогообложения, высокий налоговый и бюрократический пресс, большая доля теневой экономики.
Цель работы – рассмотреть сущность системы микрокредитования в зарубежной и отечественной практике.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы микрокредитования 4
1.1. Понятие и основные положения теории микрокредитования 4
1.2 Формы и методы микрокредитования 10
1.3. Актуальность микрокредитования для малого бизнеса в РФ 15
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования системы микрокредитования в РФ 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Поэтому
целью поддержки малого предпринимательства
в финансовой сфере является создание
условий для удешевления
Микрофинансирование является испытанным эффективным методом экономического развития, охватывающим большое количество частных собственников в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Использование микрофинансирования может оказать большое потенциальное влияние на экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы и новых независимых государств, возникших после распада Советского Союза.
Развитие микрокредитования как эффективного инструмента финансирования малого предпринимательства сдерживает отсутствие законодательной базы.
В Калужской области финансовую поддержку малого предпринимательства со стороны государства осуществляет Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области.
Финансовые ресурсы Фонда формируются из ассигнований областного бюджета, средств выделяемых Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также за счет доходов и иных поступлений, получаемых в процессе деятельности фонда.
Фондом
предоставляются кредиты в
В
России активно начался процесс
создания кредитных союзов. Однако
их деятельность оказывает очень
незначительное влияние на доступ к
финансовым ресурсам малых предприятий,
так как не имеет законодательного
обеспечения.
На базе существующего опыта микрокредитования
в России разрабатывается механизм
по предоставлению микрокредитов через
негосударственные организации. Для обеспечения
малого бизнеса необходимым объемом финансовых
ресурсов в настоящее время активно внедряются
2 программы, одна из которых - программа
микрокредитования, которая направлена
на оказание помощи самым мелким предприятиям.
Реализация этой программы началась с
Указа Президента РФ "О создании гарантийно-кредитной
организации".
Микрокредитование также направлено на поддержку предпринимательской деятельности через обеспечение доступа к кредитно-финансовым ресурсам.
В стране существует большое число микрокредитных организаций, использующих различные методологии, принципы и каналы распределения (формальные финансовые институты, НПО). В настоящее время существует потребность в создании более благоприятной среды для развития микрокредитования и микропредприятий в стране. Банковская система неохотно предоставляет микрофинансовые услуги; процедуры организации микропредприятий усложнены, требование имущественного залога исключает бедных из числа возможных получателей кредита. Поэтому требуется законодательная база, гарантирующая легкое получение и погашение кредитов.
В РФ также отсутствует правовое обеспечение деятельности небанковских организаций, что мешает распространению микрокредитования. Не развивается микрокредитование в таких городах, как Москва и Санк-Петербург, в которых эта услуга, по всей видимости, предоставляется в рамках неформальных взаимоотношений.
Все изученные организации, представляющие микрокредиты, можно разделить главным образом разделить по двум факторам: источник финансирования средств для микрокредитования; целевая группа предпринимателей, которым предоставляются микрокредиты. Эти два фактора во многом определяют форму управления финансовыми ресурсами, стоимость кредитов и условия их предоставления. Например, фонды поддержки малого предпринимательства обычно используют бюджетные, заемные и собственные средства. При этом, кредиты предоставляются, как правило, мелким предпринимателям, достаточно устойчиво работающим, но имеющим ограниченные возможности для предоставления гарантий. Процентная ставка по микрокредитам для этой целевой группы не превышает 5% в месяц. Ставка 8-10% в месяц применяется для малых предприятий оптово-розничной торговли с устойчивым объемом продаж, у которых часто не бывает необходимого ликвидного залога; важное значение здесь имеет оценка устойчивости бизнеса. Ставка 1,25% в месяц (15% в год) используется для кредитования инновационных проектов, как правило, без необходимого залогового обеспечения. В небольшом объеме службами занятости предоставляются безвозмездные ссуды на начало ведения бизнеса. Наибольшую перспективу развития микрокредитования имеют государственные фонды, которые имеют не только выгодную законодательную основу, но и более выгодное налогообложение и доступ к дешевым финансовым ресурсам. Такие госфонды существуют в городе Екатеринбурге, в Калужской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Ивановской областях и в Республике Карелия. Кредитные союзы созданы в Челябинской, Новгородской областях. Они, как правило, используют для микрокредитования средства вкладчиков и заемные средства. Международные микрофинансовые институты созданы в Самарской и Калужской областях и используют, как правило, бюджетные средства субъекта Российской Федерации и иностранных государств для микрокредитования малого бизнеса. Микрокредитованием малого бизнеса так же занимаются некоторые банки, которые используют для этих целей собственные средства и средства Европейского банка реконструкции и развития. В некоторых регионах (Краснодарский край) имеются единичные примеры, когда микрокредитованием занимаются крупные бизнесмены, предоставляя малому бизнесу в аренду производственные помещения и кредитуя их деятельность.
Проанализирована законодательная база по микрокредитованию: 1. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". 2. Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". 3. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. 5. Закон города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве".
Льготы, предусмотренные
Развитие микрокредитования или микрофинансирования предполагает увеличение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса - это, в первую очередь, снижение процентных ставок и готовность банков предоставлять среднесрочные и долгосрочные займы, развитие банковской филиальной сети в регионах, повышение финансовой грамотности населения. В нашей стране все эти проблемы стоят очень остро, и для их решения требуется взаимодействие государственных и частных институтов. На сегодняшний день реальность такова, что банки неохотно кредитуют "малышей", считая это дело хлопотным и рискованным, а чиновники и депутаты, признавая на словах несовершенство законов и налогообложения, не спешат на практике изменить ситуацию.10
Однако нельзя не отметить, что в последние годы наращиванием микрокредитования активно занимается Сбербанк. Доля кредитов, выданных Сбербанком десяти крупнейшим корпоративным клиентам, снизилась с 25,7% до 17,4% от всех выданных займов. Наличие широкой филиальной сети позволяет банку реализовывать собственные программы микрокредитования практически во всех регионах страны, решая в индивидуальном порядке вопросы с залоговым обеспечением, низким уровнем официальной документации, отсутствием кредитных историй и др. Нетрудно предположить, что Сбербанк - вне зависимости от резолюций международных организаций - и дальше будет форсировать данное направление деятельности, тем самым заставляя других участников финансового рынка "тянуться" за лидером. В свою очередь, развитие микрофинансовых институтов поможет нашему государству выполнить две актуальные задачи: увеличить темпы экономического роста и повысить уровень жизни населения.
К сожалению, имеющаяся в настоящее время инфраструктура микрокредитования, осуществляющая свою деятельность через коммерческие банки страны, не может обеспечить реализацию предложенных методологий микрокредитования, поскольку нацелена на работу только с одной целевой группой – предпринимателями с достаточно устойчивым бизнесом.
Для реализации разноуровневых программ, в том числе нацеленных и на наименее обеспеченных граждан, в дополнение к банковским кредитным организациям надо создавать специализированные небанковские микрокредитные институты, специально подготовленные к работе с такой высокорискованной категорией заемщиков. Ведь надо будет управлять очень кропотливым процессом, в ходе которого заемщики формируются в группы, анализируют возможности бизнеса друг друга и принимают решение об оформлении групповой гарантии. К тому же деятельность микрокредитной организации должна осуществляться непосредственно в районе проживания целевой группы заемщиков, чтобы максимально снизить накладные расходы по получению кредита. Вот почему для непосредственной работы с заемщиками нужны специализированные структуры.
Вместе с тем, для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, на мой взгляд, необходимо решить ряд задач, в том числе и на законодательном уровне: уточнить и законодательно закрепить институциональное положение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей; законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений; разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами. Вместе с тем, для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, на мой взгляд, необходимо решить ряд задач, в том числе и на законодательном уровне: уточнить и законодательно закрепить институциональное положение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей; законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений; разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами. Краеугольным камнем должна стать политика всех уровней и ветвей власти по выработке и внедрению новых механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, в первую очередь гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства, выравнивание уровня развития. Микрокредитование позволяет также увеличить общее количество субъектов малого предпринимательства.
В заключении необходимо отметить следующее, изучение мирового и отечественного опыта показало наличие в РФ, с одной стороны, достаточно широкого круга потенциальных потребителей микрокредитных услуг, а с другой – возможности предоставления кредитных ресурсов из внешних и внутренних источников.
Мировой опыт показал, что предоставление небольших краткосрочных кредитов с нестандартной формой обеспечения не только способствует росту уровня жизни, но и стимулирует развитие предпринимательских навыков населения, ускоряет создание новых рабочих мест, приводит к повышению производительности труда, сокращению безработицы, содействует смягчению социальных последствий переходного периода. Все это является весьма актуальным, что и обусловливает необходимость более внимательного изучения зарубежного опыта в области микрокредитования.
Становление
и развитие микрокредитования как
инструмента поддержки
Принимая во внимание то, что создание специализированных внебанковских структур требует длительного времени на согласование и внесение изменений в законодательно-нормативные акты, целесообразно начать разработку микрофинансовых институтов, “вписывающихся” в существующие правовые рамки, и эффективных моделей их взаимодействия с банковской системой, предусматривающих обращение наличных денежных средств, их выдачу частным лицам, хранение, уплату соответствующих налогов и т.д.
Как показывает опыт отдельных стран СНГ, создание жизнеспособной микрофинансовой организации вполне реально и в действующем правовом поле – это могут быть негосударственные некоммерческие организации в виде потребительских кооперативов или обществ (добровольных объединений граждан для оказания друг другу микрофинансовых услуг из собственных и привлекаемых извне средств), специализирующихся на выдаче микрозаймов своим ассоциированным пайщикам. В условиях РФ прием и выдачу средств можно организовать через банковскую систему.
Информация о работе Инновационные направления в микрокредитовании