Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:55, дипломная работа

Описание

.В связи с этим цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.

В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:


- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;

- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;

- описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;

- определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политике России;

- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4


ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7


1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7


1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной


деятельности………………………………………………….. 15


1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В


РОССИИ………………………………………………………. 31


2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31



2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37


2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51


3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их



решения……………………………………………………….. 51


3.2. Направления повышения инвестиционной активности


России…………………………………………………….......... 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

     - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. В этом случае размер кредита также определяется по соглашению.

     В состав привлеченных средств входят:

     - средства, полученные от выпуска  предприятием и продажи акций;

     - средства, выделяемые вышестоящими  холдинговыми и акционерными  компаниями, промышленно-финансовыми  группами на безвозвратной основе;

     - ассигнования из федерального, региональных  и местных бюджетов, различных  фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

     -благотворительные  и другие аналогичные взносы. [3, с.6]

     Рассматривая  любую страну с рыночной экономикой можно увидеть большое количество различных аспектов ее жизни, а также  множество показателей, по которым складывается впечатление о ее благосостоянии, уровне развития и жизни. Одним из важнейших критериев является инвестиционная привлекательность. Она описывается несколькими важными факторами, от которых напрямую зависит приток капитала в страну, а соответственно и ее потенциальные возможности к развитию. В свою очередь эти факторы основываются на многих показателях жизни страны. Инвестиции являются одним из важнейших элементов, на котором основывается экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса.

                                                                                          
 

 

      ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 
 
 

     2.1. Особенности инвестиционного климата в России 
 
 

     Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу - периоду устойчивого экономического роста.

     Готовность  инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

     Инвестиционный  климат (англ. investment climate) — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для  инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества.

     Инвестиционный  климат – это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия  для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата  охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций.[11]

     Оценить теперешнее состояние инвестиционного  климата в России не составляет особого  труда. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

     Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

     Неблагоприятно  на состояние инвестиционного климата  в России влияют следующие факторы:

  • Отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
  • Правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. В течение последних лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им – все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.
  • Слабость банковской системы – существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.
  • Высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
  • Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • Изношенность производственной и транспортной инфраструктуры. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты;
  • Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний.
  • Сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др. Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ¼ ВВП. Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики в легальную.
  • Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций.
  • Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.

     Инвестиционную  привлекательность России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

     Последнее время открыто говорится о  том, что на данном этапе инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Президент РФ Дмитрий Медведев открыто заявил, что «деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, нам доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем — ни я, ни правительство России».

     В связи с этим, выступая на 22-м заседании  Комиссии по модернизации экономики  в Магнитогорске, он озвучил ряд  мер, которые должны в корне изменить сегодняшнюю ситуацию и дать зеленый свет инвестиционной активности:

     Глава государства, во-первых, посчитал необходимым  снизить с 01.01.2012 г. страховые взносы. Идеальной, по мнению Президента, является прошлогодняя ставка, равная 26 %:

     Во-вторых, предложил в срочном порядке  подготовить новый законопроект о системе рассмотрения заявлений на неправомочные действия или бездействие государственных органов, особенно по обвинениям в коррупции. Причем прокуратура должна не только принимать к рассмотрению официальные обращения граждан, но и реагировать на информацию, поступающую из открытых источников, в том числе из СМИ.

     В-третьих, обязал дать Министерству экономического развития полномочия вносить в Министерство юстиции предложения об отмене нормативных  актов, мешающих предпринимательской  деятельности. Это связано с тем, что в настоящее время различные ведомства часто принимают противоречивые решения, которые отрицательно сказываются на бизнесе.

     В-четвертых, в каждом федеральном округе планируется  открыть специальный институт инвестиционных уполномоченных для помощи в реализации частных проектов.

     В-пятых, чтобы сократить влияние государственных  компаний на инвестиционный климат, необходимо зафиксировать график приватизации государственных пакетов в этих компаниях и вменить им в обязанность  публиковать сведения о планируемых закупках и заключенных контрактах. Более того, принято решение вывести из советов директоров таких компаний профильных министров и вице-премьеров.

     В-шестых, поручено открыть доступ к информации о деятельности публичных компаний для акционеров.

     В-седьмых, надо создать фонд прямых инвестиций, который будет учрежден Внешэкономбанком, первоначальный вклад которого должен со временем увеличиться с 2 млрд. до 10 млрд. долл. Государство не будет  принимать участие в управлении фондом, более того, оно гарантирует, что через 7-8 лет выйдет из капитала. Таким образом, планируется привлечение инвестиций, превышающих размер фонда более чем в пять раз.

     В-восьмых, надлежит сузить область компетенции  комиссии, осуществляющей контроль сделок компаний в стратегических секторах экономики. На первоначальном этапе будут выведены из-под надзора комиссии сделки, заключенные между организациями, уже находящимися под контролем российских граждан и российских компаний, а также сделки с участием международных финансовых организаций.

     В-девятых, требуется улучшить качество услуг, в которых особо заинтересовано инвестиционное сообщество. Сюда вошли  работы таможенных служб, процедура  регистрации, оформление и выдача виз  и многое другое. Правительство в  течение двух недель должно назначить кураторов для каждого направления на уровне вице-премьеров.

     В-десятых, решено открыть для контроля эффективности  предложенных мер в каждом регионе  РФ мобильные приемные президента, которые возглавят сотрудники администрации, командированные из Москвы. Именно они обеспечат непредвзятое отношение в работе с обращениями граждан и организаций, а также с жалобами на государственные органы.

     Все вышеперечисленные меры, направленные на привлечение в Россию средств  иностранных инвесторов, должны положительно отразиться на отечественной экономике и спровоцировать рост инвестиционной активности, необходимой нашей стране как воздух. При этом Дмитрий Медведев отметил, что этот список может быть расширен, так как предложенные шаги являются только началом глобальных изменений. 
 
 

     2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ 
 
 

     Изменение инвестиционного тренда в России происходило аналогично тенденциям мировой экономики. Кризис в инвестиционной сфере продолжался с III квартала 2008 г. вплоть до конца 2009 г.

     В России вложения в основной капитал  во время кризиса сокращались  на протяжении шести кварталов (с III квартала 2008 по IV квартал 2009 г.). При  этом падение ускорялось – с 2,2% в III квартале 2008 до 5,8% во II квартале 2009 г. Окончилась инвестиционная пауза и в России, и в развитых странах практически одновременно – в конце 2009 г. С начала 2010 г. динамика накопления основного капитала в российской экономике перешла в область положительных значений. Её среднеквартальное значение в фазе оживления не превышало 2,7%, а в фазе падения достигло 3%.

     Накопление  основного капитала (с учетом сезонности, прирост в % к уровню IV квартала 2007 г.)

     Рис. 2.1.

     

     Источник [52]

     По  итогам 2010 г. валовое накопление основного  капитала увеличилось на 6,1%, номинальный  прирост материальных оборотных  средств составил 0,9% ВВП, а валовое  накопление в целом выросло на 28,4%. Тем не менее возобновившийся  рост валового накопления основного капитала и валового накопления в целом не компенсировал их падения в 2009 г. (соответственно 14,4 и 41,0%).

     На  общем положительном фоне оживления  инвестиционной деятельности спад продолжился  в жилищном строительстве. Ввод жилья  по итогам 2010 г. составил только 58,4 млн. кв. м, что на 2,4% ниже уровня 2009 г. Это стало следствием резкого сокращения заделов жилищного строительства в 2008-2009 гг.

     В 2009-2010 гг. ключевой составляющей, которая определяет характеристики валового накопления (инвестиционного спроса в целом), было изменение запасов материальных оборотных средств (МОС). В 2009 г. (за исключением III квартала) оно внесло основной вклад в падение валового накопления: сокращение запасов увеличилось с 4,7% ВВП в IV квартале 2008 г. до 7,1% ВВП в IV квартале 2009 г. За счет масштабной реализации запасов российские предприятия, в первую очередь промышленные, приспосабливались к падению внешнего и внутреннего спроса.

     В начале 2010 г. снижение запасов резко  замедлилось – до 2,6%  ВВП (в I квартале), затем пополнение  материальных оборотных средств возобновилось. В целом за 2010 г. запасы выросли на 421,3 млрд. руб. (0,9 ВВП), а в 2009 г. они сократились на 1190,3 млрд. (3,0% ВВП).

     Изменение динамики и номинального значения составляющих инвестиционной сферы в 2007-2010 гг.

     Рис. 2.2.

     

     Источник  [52]

     Отметим, что определяющее влияние на параметры  валового накопления данный компонент  оказывает только при смене фазы экономического цикла – перехода от роста к падению и наоборот. Изменение запасов М 
ОС выступает сильным дестабилизирующим фактором: в первом случае «обваливает» динамику ВВП, а во втором – резко ускоряет его рост. Именно такая картина наблюдалась в 2009-2010 гг., что и определило окончательную динамику внутреннего спроса. В 2009 г. его объем без учета сокращения запасов МОС уменьшился на 6,2%, а с их учетом – на 13,9%. В 2010 г. ситуация была противоположной: без учета прироста запасов рост внутреннего спроса составил всего 3,3%, а благодаря возобновлению пополнения МОС – 7,4%. (см. Приложение 1,2)

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития