Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:55, дипломная работа

Описание

.В связи с этим цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.

В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:


- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;

- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;

- описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;

- определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политике России;

- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4


ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7


1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7


1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной


деятельности………………………………………………….. 15


1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В


РОССИИ………………………………………………………. 31


2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31



2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37


2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51


3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их



решения……………………………………………………….. 51


3.2. Направления повышения инвестиционной активности


России…………………………………………………….......... 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

     На  конец 2010г. в экономике России накоплены  инвестиции из 156 стран мира.  

     На  долю стран - основных инвесторов (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Ирландия, Франция) приходилось 78,9% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

     Таблица 2.3.3

     Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России в 2010г. по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)

  Накоплено на конец

2010г.

В том  числе Справочно

поступило

в 2010г.

всего в % к

итогу

прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 300106 100 116199 8920 174987 114746
из  них по основным

 странам-инвесторам

253242 84,4 89913 7568 155761 93660
в том числе:

 Кипр

61961 20,7 44737 1732 15492 9003
Нидерланды 40383 13,5 22401 8 17974 10696
Люксембург 35167 11,7 661 203 34303 5374
Китай 27940 9,3 942 0,1 26998 7631
Германия 27825 9,3 9254 11 18560 10435
Великобритания 21578 7,2 3501 4481 13596 40770
Ирландия 11488 3,8 568 4 10916 2557
Франция 10343 3,4 2922 28 7393 3702
Япония 9022 3,0 824 2 8196 1109
Виргинские (Британские) острова 7535 2,5 4103 1099 2333 2383

     Источник [51] 

     Что же касается 2011 г., то по состоянию на конец июня 2011г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 315,0 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2010г. - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных - 2,7% (4,2%).

     В I полугодии 2011г. в экономику России поступило 87,7 млрд.долларов иностранных  инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2010 г.

     Объем погашенных инвестиций, поступивших  ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2011г. 81,7 млрд.долларов, или в 2,5 раза больше, чем в  I полугодии 2010 г.

     Таблица 2.3.4.

     Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России

     по  основным странам-инвесторам (млн. долларов США)

  . Накоплено на конец

 июня 2011г.

В том  числе . Справочно

поступило

 в  I полугодии 2011г.

всего в % к

итогу

прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 314989  100  124465  8490  182034  87698
из  них по основным

 странам-инвесторам

264081  83,8  97881 7391 158809 31616
в том числе:

 Кипр

69868 22,2  48671 1540 19657 7535
Нидерланды 42969 13,6  23691 29 19249 7828
Люксембург 34395 10,9  584 152 33659 1383
Китай 27102 8,6 1186 12 25904 979
Германия 29300 9,3 10876 10 18414 5622
Великобритания 21257 6,7 3648 4545 13064 3926
Ирландия 12795 4,1 587 5 12203 1749
Франция 8761 2,8 2946 17 5798 1650
Япония 9588 3,0 978 3 8607 566
Виргинские (Британские) острова 8046 2,6 4714 1078 2254 378

     Источник [51]

     Объем инвестиций из России, накопленных  за рубежом, на конец июня 2011г. составил 95,8 млрд. долл. В I полугодии 2011г. из России за рубеж направлено 67,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, или на 31,5% больше, чем в I полугодии 2010 г.

     Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 57,6 млрд. долл., или на 22,2% больше, чем в I полугодии 2010 г.

     Среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, наша страна отличается наименьшими темпами роста экономики. Такие данные опубликовал Росстат. Еще одно отличие России от развивающихся экономик, на которое обратили внимание статистики, – это отток капитала и сокращение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в нашу страну за январь–сентябрь 2010 г. упали на 13%.

     Объем портфельных инвестиций составил 866 млн. долл. – на 15% меньше, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 38,426 млрд. долл. – на 12,2% меньше по сравнению с притоком в январе–сентябре 2009 года.

     По  словам научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, общая ситуация с инвестициями в мире неважная. Российская экономика, несомненно, сохраняет привлекательность для западного бизнеса. Однако у иностранцев существуют опасения по поводу инвестиционного климата, взаимоотношений государства и бизнеса. Ясин напомнил и о продолжающемся оттоке российского капитала. "Такое поведение отечественного бизнеса – сигнал для властей, что нужно четко выдерживать политическую линию, создавать комфортную для бизнеса среду", – подчеркнул эксперт. Пока же в экономике России складывается обстановка, весьма подходящая под определение "стагнация", что проявляется в том числе в снижении инвестиционной активности. Рост ВВП на уровне 2–3% в год характерен для развитых стран, но никак не для страны "с молодой рыночной экономикой", подчеркнул Ясин.

     До  кризиса Россия привлекала иностранных инвесторов не только возможностью получать прибыль от вложений в конкретные экономические проекты, но и за счет растущего курса рубля. Сейчас же очевидно, что рубль скорее всего будет ослабевать, следовательно, этот фактор ближайшие годы не будет работать. Старая модель сломалась, а новой пока не создано. Кроме сырья, у нас нет источников экономического роста. Поэтому в борьбе за инвестиции Россия не может конкурировать с Китаем, Индией и Бразилией, которые обладают, например, огромными резервами дешевой рабочей силы.

     На  ближайшие годы предусматривается  комплекс мер по дальнейшему улучшению  инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных  инвесторов, способствующих притоку  иностранных инвестиций в экономику  России. [26, с.731] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 
 
 

     3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их решения 
 
 

     В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию.

     Первая  и наиболее важная – внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность  и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат  групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует четкой  и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

     Еще одна не менее важная проблема общенационального масштаба – криминализация общества и экономики. Это проявляется прежде всего в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики, такие как топливно-энергетический комплекс.

     За  последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены  отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

     Для эффективной реализации серьезного инвестиционного проекта необходим  долговременный прогноз по проекту  и рынку на несколько лет. Прямые иностранные инвестиции, как известно, являются одним из каналов импорта технологий, важно только правильно им воспользоваться, ведь, как справедливо заметил российский экономист Виктор Полтерович, «иностранный инвестор может поделиться передовой технологией с отечественными предприятиями либо, наоборот, постараться эти отечественные предприятия вытеснить, он может инвестировать ее. От этого и зависит эффективность прямых иностранных инвестиций. Поэтому правительство должно заботиться о соблюдении необходимых условий эффективности». На наш взгляд, следует также задуматься, что заставляет отечественных производителей уповать исключительно на иностранные технологии и мешает создавать свои. Здесь мы упираемся, прежде всего, в системные проблемы образования и науки, обусловленные неэффективной политикой государства, проводимой два последних десятилетия в этой сфере. Достаточно посмотреть на статистику количества российских ученых, уехавших на Запад: «Росстат называет 100 тысяч человек, Фонд Карнеги – 300 тысяч, профсоюз научных работников России – миллион», чтобы понять, что государству за последние годы, к сожалению, не удалось создать спрос на высококвалифицированные научные кадры. [25, с.12]

     В Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2008 г., упор делается, прежде всего, на инновации, задается вектор инновационного пути развития российской экономики. Примечательно положение о том, что «особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития». Очевидно, что решающее значение в этом процессе должна сыграть российская наука, инвестирование в которую бесспорно представляется необходимым. Требуется государственная поддержка и финансирование научных исследований, разработок, образовательных программ, в том числе по международному обмену. Государственная инициатива по созданию институтов развития, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных институтов и центров, совершенно обоснованна, ведь, создавая подобные институты, государство инвестирует средства не только в науки и технологии, но и в человеческий капитал, обеспечивая экономическое процветание государства на долгие годы вперед. Важно, несмотря на финансовые трудности, продолжать деятельность в этом направлении. Особо примечательна идея о создании центров трансферта технологий (ЦТТ), призванных выводить на рынок новые технологии, передавать их от обладателя к потребителю. Ряд подобных центров уже весьма успешно функционируют в российских регионах: в Архангельске, Перми, Саратове.[25, с.14]

     Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В  настоящее время ряд иностранных компаний, в которых действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

     Наконец, наиболее важной составляющей инвестиционного  климата является правовая база. По мнению правоведов, она недостаточно стабильная и противоречива, запутанная, что осложняется еще и тем, что нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях. [38, с.36]

     Слабость  институтов — ключевой фактор, негативно  влияющий на кредитоспособность компаний, препятствующий диверсификации экономики  и притоку инвестиций в Россию. Слабость судебной системы, бюрократический пресс, непрозрачность регулирования приводят к недостаточной защите прав собственника, значительным рискам в сфере регулирования и налогообложения, а также препятствуют развитию открытости и прозрачности российских компаний и диверсификации экономики. В условиях развивающейся культуры бизнеса и регулирования принятие решений в большей степени зависит от отдельных лиц или от влиятельных групп интересов, нежели от институтов с четко установленными задачами. Личные или политические мотивы могут превалировать над экономической целесообразностью, что приводит к пристрастным или непредсказуемым с точки зрения бизнеса решениям. Авторитаризм привел к более активному вмешательству государства в экономику, увеличению числа бюрократических барьеров и росту коррупции. По мере усиления авторитарной бюрократии решения и действия правительства, касающиеся бизнеса, становятся все менее предсказуемыми.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития