Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:55, дипломная работа

Описание

.В связи с этим цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.

В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:


- дать общую характеристику понятию инвестиции и инвестиционной деятельности;

- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;

- описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;

- определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политике России;

- рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4


ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………….. 7


1.1. Роль инвестиций в функционировании экономики………… 7


1.2. Классификация инвестиций и участников инвестиционной


деятельности………………………………………………….. 15


1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности. 23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В


РОССИИ………………………………………………………. 31


2.1. Особенности инвестиционного климата в России…………. 31



2.2. Оценка инвестиционной ситуации в РФ……………………. 37


2.3. Функционирование иностранных инвестиций в России…… 44


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ……………………………….. 51


3.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций и пути их



решения……………………………………………………….. 51


3.2. Направления повышения инвестиционной активности


России…………………………………………………….......... 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 65


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 69

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

     - введение иммунитета внутренних  инвесторов в отношении вступления  в силу правовых норм, ухудшающих  условия внутренних инвестиций  в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

     - создание равных конкурентных  условий хозяйственной деятельности  всем инвесторам независимо от  формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

     - осуществление действенных законодательных  и практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

     - либерализация рынка инвестиционных  проектов путем упрощения процедур  согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;

     - обеспечение возможности получения  инвесторами достоверной информации  об организациях в целях анализа  и выбора объектов инвестиций;

     - содействие становлению современной  институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.

     - усиление социальной направленности  инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

     - отказ от неэффективных инвестиционных  расходов из бюджета, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;

     - открытость и предсказуемость  государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

     - отказ от прямого государственного  финансирования  эффективных, коммерчески  окупаемых инвестиционных проектов;

     - повышение эффективности инвестиционной  деятельности государственного  сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;

     - создание благоприятных условий  наращивания инвестиционно-финансового  потенциала российских предприятий  путем осуществления программ  их реструктуризации;

     - либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;

      - повышение инвестиционной привлекательности  российских предприятий на основе  решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.[16, с. 22]

     Сегодня в России создалась реальная возможность  успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными  издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.

     Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развитием экономики, поэтому к  приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, что подразумевает:

     - кардинальное улучшение условий  инвестирования и хозяйствования;

     - существенное снижение налогового  бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

     - достижение сбалансированности  бюджетной системы и повышение  эффективности ее функционирования;

     - стимулирование прогрессивных структурных  сдвигов в российской экономике;

     - реструктуризацию естественных монополий;

     - создание условий для развития  финансовой инфраструктуры и  достижения среднесрочной финансовой  стабильности;

     - создание условий для интеграции  России в мировую экономику.[4, с. 18]

     Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

     Одними  из первых шагов, призванных создать  базис для обеспечения ясной  и прозрачной структуры экономики  России, являются введение международных  стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

     Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения  прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

     Налоговая реформа ориентирована на поиск  эффективного соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, а также на укрепление налогового администрирования.

     Важнейшей задачей станет приведение российского  законодательства в соответствие с  требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров о вступлении России в ВТО.[32] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

     Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной  политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим  возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.

     По  оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России — неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно — финансовая система. Но есть и сильные стороны — научно — технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование  их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что  касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

     Основополагающей  задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции  России, должна стать разработка стратегии  роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение  к Всемирной торговой ассоциации, углубление сотрудничества с Европейским Союзом и трансформация экономических связей в рамках Союза Независимых  Государств), так и регионально — отраслевых ориентиров.

     Особая  роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства ( капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной  политики должна  быть направлена на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально — отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

     Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет  уровень социально — экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы  внешних поступление не позволяет регионам обеспечить высокие темпы экономического роста.

     Динамика  инвестиционных процессов как в  стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженности предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.

     Все  это формирует неблагоприятный  инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

     К сожалению, в 2011 г. по прогнозу иностранных агентств, в России сохраняются высокие политические риски, что ставит ее по степени привлекательности в один ряд с такими странами, как Малайзия и Индия. По прогнозным оценкам финансового и экономического рисков, худшие условия, чем  Россия, будет предлагать только Вьетнам. Эксперты это связывают с мировыми финансовым кризисом и низкими мировыми ценами на нефть, оставляя России, по-прежнему, место сырьевого придатка мировой экономической системы.

     Отчасти ухудшение позиций России в 2011 г. может объясняться субъективными факторами, связанными с прогнозируемыми волнами социальной напряженности в российском обществе, вызванными сложным экономическим положением как государства, так и большинства его граждан, но в большей степени это определяется теми негативными тенденциями, которые складывались в финансово-экономическом секторе и инвестиционной политике страны в 1990 — 2007 гг.

     Чтобы повысить степень экономической  свободы России необходимо кардинальная перестройка: торговой политики, налоговой нагрузки, денежной политики через снижение инфляции, банковского и финансового сектора, системы защиты собственности, государственного регулирования (упрощение процедур лицензирования и регистрации бизнеса, снижение коррумпированности чиновников и сокращение требований, порождающих дополнительную нагрузку на бизнес).

     Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности  РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как  высоко рисковый, что обуславливает повышение требования к его доходности. Однако оценки большой группы  факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.

     Таким образом, активизация инвестиционного  процесса в России и  увеличение объемов капитальных вложений, в  том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предлагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

  1. Алескеев, А.В. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности / А.В. Алексеев, Н.Н. Кузнецова // ЭКО. – 2009. - № 4. – c. 2-19.
  2. Амосов, В.В. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маковикова, - М.: Эксмо, 2008. – 698 с.
  3. Бирюков, Д.В. Эффективность инвестиционных вложений эффективность инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях / Д.В. Бюриков // Креативная экономика. – 2010. - № 2. – с. 4 – 10
  4. Борисова, И. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И. Борисова, Б. Замараев, А. Ключевская, А. Назаров, Е. Суханов // Вопросы экономики. – 2010. - № 3. – с. 14-21.
  5. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: Велби, 2008. – 256 с.
  6. Булатов, А. Капиталообразование в России / А. Булатов // Вопросы экономики. – 2005. - № 9. – с. 7.
  7. Булатов, А. Россия в мировом инвестиционном процессе / А.Булатов // Вопросы экономики. – 2005. -№ 11. – с. 74-84
  8. Бусыгин, Ю.Н. Финансирование и кредитование инвестиций: учебно - метод. комплекс / Ю.Н. Бусыгин. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006 – 184 с.
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации: по сост. на 09.02.2009 г. – М: ЭКСМО, 2009. – 320 с.
  10. Васильев А. Инвестиции и кризис от 27 апреля 2009 г. [Электронный ресурс] / А.Васильев. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/54327.php
  11. Вахрин, В.И. Инвестиции: учебник / В.И. Вахрин. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 384 с.
  12. Венчурные и прямые инвестиции: как оценивается бизнес в условиях кризиса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.rcb.ru/2009-05/20498/?phrase_id=768441
  13. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 625 с.
  14. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 448 с.
  15. Завьялова, Т.А. Чтобы в лидеры пробиться, надо сильно потрудиться / Т.А. Завьялова // Креативная экономика. – 2010. - № 2. – с. 42-48
  16. Заика, И., Национальная экономика и инвестиции / И.Заика, А. Крюков // Экономист. – 2003. - № 7. – с. 21-26.
  17. Инвестиции в России // Росстат, 2009. – 328 с.
  18. Инвестиции: Системный анализ и управление: учебник / ред. К.В. Балдина. – М.: Дашко и Ко, 2007. – 288 с.
  19. Инвестиции в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gsk.ru/wps/PA
  20. Илюхина, Е. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_978.html
  21. Казанцев, С.В. 2008 иностранные инвестиции в экономике России С.В. Казанцев // ЭКО. 2009. - № 8. – С. 14-26
  22. Ковалев, В.В. Курс финансового менеджмента: учебник / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2008. – 448 с.
  23. Корчагин, Ю.А. Современная экономика России: библиогр. / Ю.А. Корчагин, И.П. Богомолова, В.Н. Логунов. – Ростов / Д.: Феникс, 2008. – 670 с.
  24. Коршунова, Н.С. Инвестиционные компании в России / Н.С. Коршунова // Креативная экономика. – 2010. - № 2. – с. 11-17
  25. Курс экономической теории: Учебное пособие / ред. А.В. Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2001. – 832 с.
  26. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2008. – 768 с.
  27. Мельникова, Н. Иностранные инвестиции в экономике России / Н. Мельникова // Экономист. – 2003. - № 4. – с. 39-44
  28. Минасов, О.Ю. Отраслевая привлекательность российских компаний / О.Ю. Минасов // Дайджест Финансы. – 2001. - № 8. – с.30-43
  29. Минасов, О.Ю. Управление рыночной стоимостью акций / О.Ю. Минасов // Дайджест Финансы. – 2001. - № 10. – с. 7-12
  30. Миркин, Я.М. Сверконцентрация рыночного риска / Я.М. Миркин // Рынок ценных бумаг. – 2001. - № 2. – с.4-7
  31. Мырынюк, А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России / А. Мырынюк // Еженедельная газета «Стройка». – 2001. - № 16.
  32. Нешитой, А.С. Инвестиции: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 372 с.
  33. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебник / Г.П. Подшиваленко. – М.: КноРус, 2009. – 496 с.
  34. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская  газета. – 2009. - № 214. – с. 2-15.
  35. Пути и меры по привлечению инвестиций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km.ru/magazin/
  36. Райсберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райсберг. – М.: Инфра – М, 2008. – 382 с.
  37. Розанова, Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России / Ю.М. Розанова // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2000. - № 4. – с. 30-45
  38. Российская экономика: тенденции и переспективы. Сентябрь, 2003. – М.: ИЭПП, 2003
  39. Рябцев, В. Инвестиционные риски, связанные с криминогенной обстановкой в стране [Электронный ресурс] / В. Рябцев // Режим доступа: http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru
  40. Суслов, В.И. Сценарии экономического развития: инновационные аспекты / В.И. Суслов // ЭКО. – 2010. - № 2. – с. 2-4
  41. Федеральный закон от 9 июля 1999 № 160-ФЗ (ред. От 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116250.htm
  42. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12114699.htm
  43. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. – 2008 - № 18. – Ст. 1940.
  44. Федорова, А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / А. Федорова // Режим доступа: http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat/htm/invest.rin.ru
  45. Фурсенко, А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков [Электронный ресурс] / А. Фурсенко // Режим доступа: http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru
  46. Чиненов, М.В. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов. – М.: КНОРУС. – 2007. – 248 с.
  47. Шуклов, Л.В. Оценка социально-значимых инвестиционных проектов / Л.В. Шуклов // Креативная экономика. – 2010. – № 2 . – с. 64-68
  48. Яковлев, А. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? / А. Яковлев // Вопросы экономики. – 2009. - № 12. – с. 12-18.
  49. Янковский, К.П. Инвестиции: учебное пособие / К.П. Янковский. Спб.: Питер. – 2008. – 368 с.
  50. http://www.cbr.ru/statistics/
  51. http://www.gsk.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики России – Статистические материалы.
  52. http://www.government.ru/  - сайт Правительства РФ.
  53. http://www.macroforecast.ru

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России: проблемы и перспективы развития