Инвестиционная и инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Именно поэтому Президент РФ Владимир Владимирович Путин, а также его приемник и нынешний Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в ежегодном своем послании уделяет особое внимание развитию инвестиционной и инновационной политики РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1 Понятие, сущность и инструменты инвестиционной политики…………5
1.2 Инновационная политика ………….………………………………………9
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………..……………………………..16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ……….17
2.1 Анализ инвестиционной политики за 2007-2008 гг………………………17
2.2. Анализ инвестиционной политики за 2009-2010 гг………………………25
2.3 Проблемы реализации инновационной политики РФ за 2007-2010 гг…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Инвестиционная и инновационная политика России.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

        В 2008 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта. [17]

        По итогам 2008 г. введен 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и на 70 объектах осуществлен частичный ввод мощностей. [17]

        В течение 2008 г. в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 85,2 млрд руб., или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходилось на программную часть ФАИП. [14]

        Заметим, что в 2008 г. капитальные вложения за счет средств федерального бюджета направлялись только в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ. Объекты собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в Перечень строек и объектов на 2008 г. не были включены.

        В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд руб., по объектам внепрограммной части - 130,7 млрд руб. Объем средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд руб. [14]

        В 2008 г. финансирование ФАИП без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, составило 286,4 млрд руб., или 73,1% годового лимита. Это выше показателей предыдущего года (70,1%), что во многом связано с утверждением Перечня строек и объектов на полтора месяца раньше, чем в 2007 г. [14]

        Согласно отчетным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд руб., в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования - 49,7 млрд руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд руб. государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования [17].

        Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего - социального комплекса (57,1%). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в IV квартале 2008 г. в Перечень строек и объектов [17].

        В территориальном разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего.[14]

        Принципиально новым моментом экономического роста в последние годы был сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. По итогам 2007 г. на долю привлеченных средств приходилось 59,6% общего объема инвестиции в основной капитал. По итогам 2008 г. доля привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций составила 60%, что соответствовало показателю предыдущего года. [16]

        Развитие этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заемщиков. Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заемных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2008 г. составила 3,3% общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения - 1,5%. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного строительства. Если в январе-сентябре доля средств, полученных на долевое участие в строительстве, составляла 3,5%, в том числе средства населения - 1,7%, то в IV квартале эти показатели составили соответственно 2,9 и 1,0%. [17]

        В 2008 г. в структуре инвестиционных ресурсов доля банков в кредитовании инвестиций повысилась до 11,0% против 10,4% в 2007 г. и 9,3% в 2006 г., однако в минувшем году не сохранилась тенденция к повышению участия страховых и инвестиционных компаний, промышленных и торговых предприятий в финансировании инвестиционной деятельности. [17]

 

 

 

Таблица 2

Доля банков в кредитовании инвестиций 2006 – 2008 гг.

 

Год

 

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

 

Доля банков в кредитовании

 

9,3%

 

10,4%

 

11,0%

Следует обратить внимание на особенности участия иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. Повышение доли зарубежных инвестиций и роста участия иностранных банков в финансировании инвестиций в основной капитал в российской экономике наблюдалось с 2000 г. В январе-сентябре 2008 г. в общем объеме инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составили 5,2%, а доля кредитов иностранных банков повысилась до 1,7% против 1,1% в аналогичный период предыдущего года. В IV квартале при абсолютном уменьшении объемов прямых иностранных инвестиций на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля инвестиции из-за рубежа составила 3,7% общего объема инвестиций в основной капитал в российскую экономику. [9]

Таблица 3

Участие иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности

 

 

Инвестиции

 

Доля кредитов банка

 

2007 г.

 

3,7 %

 

1,1 %

 

2008 г.

 

5,2 %

 

1,7 %

В отличие от предыдущих лет в 2008 г. фиксировался чистый отток капитала и иностранных инвестиций. По предварительной оценке ЦБ

России, в IV квартале 2008 г. чистый вывоз частного капитала составил 130,5 млрд долл . [3]

        В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности на протяжении 2008 г. произошли довольно существенные сдвиги (см. график 1). По итогам 2008 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11,3%. [17]                                          Отметим, что повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2008 г. в промышленности до 44,1% общего объема инвестиций в экономику в IV квартале сменилось сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате доля инвестиций в промышленность в общем объеме инвестиций в основной капитал в экономику за период октября-декабря составила 38,4% (12).

        По сравнению с 2007 г. фиксировалось сокращение инвестиции в строительство на 8,3%, торговлю - на 4,4% и связь - на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счет железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику - 112,4% к 2007 г.

        Низкие показатели инвестиционной деятельности последнего квартала 2008 г., рост объемов незавершенного строительства, высокие процентные ставки и ограниченность кредитов определяют неблагоприятный фон развития экономики в 2009 г. [17]

Иностранные инвестиции.

В 2008 г. в РФ поступило 103,8 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного показателя 2007 г.

Согласно отчету по инвестициям конференции ООН по торговле и развитию, опубликованному в октябре 2008 г., по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2007 г. РФ вышла на 9-е место в мире (2006 г. - 10-е, 2005 г. - 15-е). Как и в предыдущем году, среди развивающихся стран Россия заняла 2-е место после Китая (2005 г. - 3-е) (24) .

В декабре международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенный рейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». По мнению агентства, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании» [6].

Агентство Moody's не стало понижать рейтинг России вслед за S&P, подтвердив свой позитивный прогноз РФ по долговым обязательствам и депозитам (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с Ваа2 до Ваа1, прогноз «позитивный») [14].

По итогам 2008 г. объем прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 2,8%. Снижение произошло за счет такой составляющей, как кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, которые сократились за рассматриваемый период на 16,3%. Взносы в уставный капитал, наоборот, выросли на 7,4%, до 15,9 млрд долл. Таким образом, удельный вес кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых иностранных инвестиций в РФ уменьшился с 42,0% в 2007 г. до 36,2% в 2008 г., а доля взносов в уставный капитал выросла с 53,2 до 58,8%. [15]

В совокупной структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2008 г., наибольшее снижение (на 66,3%) отмечено в сегменте портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции и паи (2007 г. - 95,5% объема портфельных инвестиций, 2008 г. - 79,6%).

Прочие инвестиции в 2008 г. снизились по отношению к 2007 г. на 15,3%. Доля торговых кредитов в структуре прочих вложений выросла с 15,8% в 2007 г. до 21,5% в 2008 г. По срокам привлечения средств объем кредитов сроком свыше 6 месяцев снизился на 27,1%. [15]

Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2008 г. структура иностранных инвестиций в российскую экономику претерпела некоторые изменения.

Информация о работе Инвестиционная и инновационная политика России