Инвестиционная и инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Именно поэтому Президент РФ Владимир Владимирович Путин, а также его приемник и нынешний Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в ежегодном своем послании уделяет особое внимание развитию инвестиционной и инновационной политики РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1 Понятие, сущность и инструменты инвестиционной политики…………5
1.2 Инновационная политика ………….………………………………………9
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………..……………………………..16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ……….17
2.1 Анализ инвестиционной политики за 2007-2008 гг………………………17
2.2. Анализ инвестиционной политики за 2009-2010 гг………………………25
2.3 Проблемы реализации инновационной политики РФ за 2007-2010 гг…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Инвестиционная и инновационная политика России.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

   Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории. Должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив – способствует ослаблению материально-технической базы данных организации.[4].

   Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составил около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

     В 2007 году из федерального бюджета бskj выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7 . руб. (см. график 2)

    Ряд инновационных проектов, связанных с экологией и экономией природных ресурсов, также приостановлены из-за недостаточности финансирования. Это подтверждают слова Директора Уральского регионального центра трансфера технологий (УРЦТТ) Ильяса Падерина: «Надо признать, что из-за кризиса замораживаются практически все инновационные программы, связанные с экологией, модернизацией и реконструкцией машиностроительных и металлургических производств. Отходят на второй план проекты очистных сооружений и переработки шламов с применением инновационных технологий. Приостанавливаются проекты по автоматизации и реструктуризации работы прокатных станов, модернизации сталеплавильных печей».

    Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.                     Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции.                                              Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность – несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США-600 литров.

   Решение представленных проблем способствует экономическому развитию РФ, что является положительной стороной кризиса. Действительно, если обратиться к истории, то очевидно, что именно во время мировых финансовых кризисов происходит развитие инновационных технологий и преобразование экономик. Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Кризис — хорошее время для переструктурирования и экономики, и системы потребления, вообще для любой перестройки». Президент НАИРИТ, Ольга Ускова, говорит о другом положительном влиянии кризиса – избавление рынка от неквалифицированных инвесторов-спекулянтов и искусственно раздутых инновационных компаний –очередных «мыльных пузырей».

    Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России. Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице бизнеса и власти для целей совместной успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, требует определенных «правил поведения» и со стороны т.н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии, прочее) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в т.ч. прогнозной) базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Набиуллиной Э.С., завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующими характеристиками:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;

-удельный вес инновационной продукций в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;

- объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.

В ходе реализации данной программы планируется:

- Стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность гос.закупок, Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;

- введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских Университетов;

- радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнесинкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры;

- поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях. В целом для качественного изменения существующего положения дел в сфере инвестиционно-инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством новой экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. Рассмотрим основные условия и организационные мероприятия, которые позволят реализовать рассматриваемую экономическую стратегию со стороны основных участников данного процесса. В частности, со стороны государства в лице органов власти (в т.ч. его политических и экономических регуляторов) необходимо осуществлять следующее:

- создавать условия для свободы предпринимательства и конкуренции, для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- снижать административные барьеры в экономике, проводить меры, способствующие снижению коррупции;

- формировать условия для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономике, для совместной с бизнесом работы по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- оптимизировать государственное регулирование экономических процессов, устраняя избыточное влияние и осуществляя косвенное вмешательство в те процессы, где это необходимо;

- поэтапно сокращать государственное участие в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

- участвовать главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, с развитием инфраструктуры при безусловном обеспечении равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании, включая использование механизма частного предпринимательства для оказания социальных услуг населению на основе соответствующего государственного и/или муниципального заказа;

- поддерживать инициативы бизнеса в развитии социальной сферы, в сохранении и умножении человеческого капитала в России;

- расширять участие предпринимательского сообщества (в лице его общественных представителей) в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономических процессов;

- поэтапно осуществлять внедрение и реализацию механизма частно-государственного партнерства в наиболее важных отраслях экономики; обеспечивать привлекательность условий для участников частно-государственного партнерства;

- обеспечить повышение и поддержание высокого статуса ключевых институтов развития (в т.ч. гос.корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс экономического роста базируется на четырех основных факторах: наличие необходимых ресурсов (трудовые, финансовые, производственные и др. ресурсы), наличие поддерживающих отраслей которые обеспечивают предприятия необходимыми условиями, конкуренции, стимулирующей прогрессивное развитие предприятий, а также наличие внутреннего спроса на производимые товары и услуги. Силой заставляющей совместно работать все эти четыре компонента является предпринимательская инициатива, проявляющаяся в виде инвестиционного процесса. При инвестировании прибыли от предпринимательской деятельности инвестиционный процесс становится эндогенным и самоподдерживающимся.

Развивающиеся экономические системы характеризуются неравномерным развитием или даже отсутствием некоторых из факторов экономического развития. В этой ситуации процесс инвестиций становится наиболее важным, поскольку позволяет, сбалансировано развить факторы для успешного запуска механизма экономического роста.

Учитывая негативные тенденции инвестиционного процесса в РФ в 2008 году, сложившиеся внешние и внутренние условия, для достижения поставленной цели быстрого качественного роста экономики в Российской Федерации и выхода из кризиса необходима четко сформулированная, прозрачная и активная государственная инвестиционная политика, не сужающая регулирующей роли государства, направленная на максимальное использование его административного, управленческого, патерналистского ресурса.

        Роль частного сектора в успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии в «общественных» обсуждениях находящихся в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов (включая направление общественными представителями бизнеса своих рекомендаций, предложений и поправок), а также поддержание диалога с властью, путем организации и принятия участия в конференциях, форумах и выставках, посвященных различным проблемам экономического развития. В качестве примера можно привести Международный Московский салон инноваций и инвестиций, участие в котором в 2009 году приняли более 700 организаций  (1500 проектов) и около 3000 участников, и по итогам которого был заключен ряд перспективных сделок по развитию смелых инновационных проектов, Инновационный форум (с международным участием) в Томске и другие, не менее значимые мероприятия.

     Подводя итоги, отметим, что, сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных (законодательных) документов и методологических концепций – это один из ключевых шагов в создании благоприятных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов. Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения инвестиционной привлекательности России (на внутреннем и внешнем рынках) и соответственно для реального продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Агеев А. «Несгораемые рукописи» // Экономические стратегии. 2009. № 1. с.5.
2. Бланк, И.А. Управление денежными потоками. – 2-е изд., перераб. И доп. – К.: Ника-Центр, 2007. – 752 с.

3. Виленский, П.Л., Лившиц, В. Н., Смоляк, С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Дело.- 2008. – 220 с.

4. Винокуров А. М. Государство своевременно отреагировало на кризис. Интервью с Директором департамента финансовой политики Минфина Алексеем Саватюгиным //«Рынок ценных бумаг». 2009. 15 января http://www.rcb.ru/crisis/
5. Вязников О.Н.Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России// «Рынок ценных бумаг». 2009. 11 февраля http://www.rcb.ru/crisis/
6. Кризис заставил региональные власти пересмотреть свою инвестиционную политику // Российская газета. Спецвыпуск. №4858 от 27 февраля 2009 г.

7. Лебедев Б.Н.«Нам нужен качественный рывок» // «Эксперт». 28 апреля 2008 г. №17 (606).

8. Никешина Е.В. Современные тенденции развития инвестиционного рынка РФ // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2009. № 1. С. 59-62.

9. Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. //»Финансы» Министерство экономического развития Российской Федерации. 18 декабря 2008 г. № 13
10. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 5-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА-М, 2009. – 536 с.

11. Семенов В.М., Тарасова Н.М. Аспекты инвестиционной политики в инвестиционной экономике // Вопросы экономических наук. 2009. № 5. С. 116-121.

12. Степанищев С.В. Использование мирового опыта в разработке стратегии перспективной инвестиционной политики РФ // Экономика и управление. 2009. № 5. С. 51-54.

Информация о работе Инвестиционная и инновационная политика России