Инвестиционная и инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Именно поэтому Президент РФ Владимир Владимирович Путин, а также его приемник и нынешний Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в ежегодном своем послании уделяет особое внимание развитию инвестиционной и инновационной политики РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1 Понятие, сущность и инструменты инвестиционной политики…………5
1.2 Инновационная политика ………….………………………………………9
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………..……………………………..16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ……….17
2.1 Анализ инвестиционной политики за 2007-2008 гг………………………17
2.2. Анализ инвестиционной политики за 2009-2010 гг………………………25
2.3 Проблемы реализации инновационной политики РФ за 2007-2010 гг…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Инвестиционная и инновационная политика России.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Как и в предыдущем году, в 2008 г. сохранилась наибольшая концентрация иностранных инвестиций в промышленности и сфере торговли. При этом по итогам 2008 г. иностранные вложения в промышленность практически не изменились по сравнению с 2007 г., в сферу торговли снизились в 2 раза. Существенное сокращение инвестиций в торговлю привело к уменьшению ее удельного веса в отраслевой структуре иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году.

В структуре иностранных инвестиций в промышленность по итогам 2008 г. отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых (в 2007 г. отмечался рост в 1,9 раза). Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2% (в 2007 г. рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 2,1 раза). В обрабатывающей промышленности на 36,7% выросли инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% - в химическое производство, достигнув показателей в 4,0 млрд долл. и 2,5 млрд долл. соответственно. Иностранные вложения в металлургию в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом снизились на 4,8%, составив 14,5 млрд долл. [6]

Прямые и портфельные инвестиции в промышленность сократились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 27,3 и 64,5%. Прочие вложения в промышленность, наоборот, увеличились по отношению к предыдущему году на 22,8%. Таким образом, удельный вес прямых и портфельных инвестиций в промышленность снизился с 36,3 и 8,5% в 2007 г. до 26,6 и 2,3% - в 2008 г., доля прочих инвестиций за данный период выросла с 57,3 до 71,1%. [6]

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций по-прежнему лидируют Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания и Германия, доля которых составила 70,3% (2007 г. - 72,0%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте прямых и прочих инвестиций снизилась до 73,4 и 57,6% (2007 г. - 77,0 и 67,8%), в структуре портфельных инвестиций она увеличилась до 75,3% (2007 г. - 65,1%). [6]

На фоне снижения иностранных вложений в российскую экономику объем изъятого капитала в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд долл. (65,5% поступивших в 2008 г. иностранных инвестиций). В 2007 г. изъято 48,3% объема поступивших иностранных инвестиций.                                

В настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, в особенности на фоне развитых стран. Так, в деловой литературе отмечают тенденцию по снижению доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007г. до 1,03% в 2008г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е место в мире. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50%-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации называют экономические реформы 90-х годов, оказавшие влияние на резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности.В свою очередь в период с 1990г. по 2007г. это способствовало уменьшению организаций, выполняющих исследования, за исключением различных НИИ (число которых увеличилось). В 2007 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляло всего 8,5% от их общего количества, что в целом неудивительно, учитывая, что дефицит финансирования научно-исследовательских процессов не позволяет создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий. Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью её производить, приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудования созданию собственных НИОКР. Объясняется это нежеланием заниматься венчурным финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию. В то же время рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного производства 1991-1999 г. и технологического спада, который продолжается в России до сих пор. При этом, например, в области проектирования и инжиниринга, связи и управления число технологий выросло в 6 раз, информационных систем – в 4 раза.

 

 

 

2.2. Анализ инвестиционной политики РФ за 2009-2010 гг.

 

Теперь рассмотрим инвестиционную политику РФ 2009 - 2010 г. в условиях экономического кризиса.

Мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние, как на глобальную экономику, так и на экономическое развитие отдельных регионов и стран, в том числе и Российской Федерации.
Мы рассмотрели информацию о внутренних инвестициях представленных на основе данных Госкомстата и ЦБ России в соответствии с методологией Международного валютного фонда. Следует отметить, что статистика инвестиций в российскую экономику весьма противоречива, так как Министерство экономического развития, Центральный Банк России, Госкомстат России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, иногда публикуют существенно отличающиеся друг от друга данные и информацию.

Мировой финансовый кризис 2008 года. и его непосредственное влияние на развивающуюся российскую экономику обусловили необходимость концептуальных и практических разработок политики привлечения инвестиций.

Отсутствие дополнительных инвестиций, как в новые производства, так и в человеческий капитал, обрекает страну на прогрессирующее отстранение от потенциальных источников экономического роста. С этой точки зрения, необходимость капиталовложений достаточно велика. Действительно, падение доверия инвесторов в результате конфликта менеджмента и акционеров ТНК-BP, обвал рынка акций металловыпускающих предприятий после неудачного высказывания Председателя Правительства РФ – возможно, стали главными причинами весьма существенной утечки капитала осенью 2008 г. (по данным Центробанка, в 4-м квартале 2008 г. она составила 130 млрд. долл.), когда Россия обогнала все развивающиеся экономики по темпам падения фондового рынка. Местные инвесторы играют довольно важную «опорную» роль на некоторых других развивающихся рынках, но не в России, где уровень прямых иностранных инвестиций также остаётся незначительным. Поэтому тот капитал, который покинул Россию, в основном имел форму «горячих денег», ранее вложенных портфельными инвесторами в российский фондовый рынок [5].

Международное рейтинговое агентство Fitch Rating пересмотрело сегодня с "Негативного" на "Стабильный" прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Российской Федерации в иностранной и национальной валюте и подтвердило эти рейтинги на уровне "BBB".

Одновременно агентство подтвердило суверенный краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне «F3» и рейтинг странового потолка «ВВВ+», сообщает K2kapital.com со ссылкой на Fitch.

Последний раз Fitch изменяло рейтинг России в начале 2009 года: тогда он был понижен с «ВВВ+» до «ВВВ» на фоне девальвации национальной валюты и спада в экономике. На рейтинг особенно повлияла девальвация, так как для ее сдерживания Центробанк вынужден был распродавать золотовалютные резервы, потратив на это в общей сложности более сотни миллиардов долларов.

Во второй половине 2009 года на фоне роста цен на нефть золотовалютные резервы стабилизировались выше отметки в 400 миллиардов долларов. Улучшилась ситуация и со спадом ВВП, а дефицит бюджета в целом за год оказался меньше, чем ожидало правительство, сообщает Лента. ру

Рейтинг «ВВВ» входит в число инвестиционных. Страны, которым присвоен этот рейтинг, обладают, по версии Fitch, стабильной экономикой.

Другие крупные рейтинговые агентства также считают, что в России ситуация с экономикой является стабильной. Так, Moody's держит рейтинг страны на уровне «Baal» со «стабильным» прогнозом. В конце 2009 года на «стабильный» свой прогноз поменяло и Standard&Poor's. Это агентство держит рейнтинг России также на уровне «ВВВ».

Эксперты считают, что у России на пути к созданию МФЦ еще много преград. "Я не ожидаю, что у Москвы есть шанс стать полноценным финановым мировым центром. Даже уровня Дубая будет тяжело достичь. Но, с точки зрения роста взаимного доверия, МФЦ может иметь эффект. Если Москва станет более открытым и доступным для иностранцев городом, то и приезжать они будут чаще. А там уже можно и говорить о росте доверия", - прокомментировала в рамках он-лайн конференции "МФЦ в России - миф, сладкий сон или реальная перспектива? Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР. При этом эксперты отмечают, что важно распространять идею МФЦ на всю Россию, а не только на Москву. МФЦ - это общенациональный проект, и его результаты должна отразиться на объемах инвестиций предприятий самых разных регионов России, на оптимальности размещений сбережений населения всей страны, уверен Юрий Данилов, директор Фонда "Центр развития фондового рынка". При этом г-н Данилов считает, что российский фондовый рынок для МФЦ развит вполне достаточно. Проблема в том, что многое предстоит еще сделать совсем в других областях - инвестиционный климат, налоги, направления инвестиций населения, создание интереса к инвестированию в России у предпринимателей, инфраструктура, эффективность государства, подлинная политическая стабильность и демократизация и т.д. и т.п. "К сожалению, во многих из этих пунктов нам придется начинать с самого начала", - комментирует эксперт.

 

 

 

 

   Рассмотрим оценку текущего инновационного потенциала России. Сегодня сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой продукции в РФ высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но никак не радикально новой. Увы, с более широкой точки зрения это является губительным для внутреннего производства высокотехнологичной продукции. В частности, именно такую позицию озвучил Президент РФ Д.А, Медведев на прошедшем 26.12.2009 г. заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики: « Мы заинтересованы, помимо того, чтобы заниматься импортозамещением-чем мы, в общем-то, исторически занимались с советских времен и, кстати, в этом преуспели – нам нужны именно прорывные технологии, новые решения…».

    В то же время, нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей Российской фундаментальной науки. Нельзя забывать и про колоссальные наработки ВПК еще в советские времена: при реализации инновационно-ориентированного пути развития Российской экономики это необходимо учитывать. Действительно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источников – продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет «дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях Мирового финансового кризиса необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008 г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.

       Приведенная выше оценка состояния текущего инновационного потенциала России позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных осложнений, которые вынуждена будет решать экономика России как для целей преодоления текущего кризисного состояния экономики (возможно даже речь можно вести о стагфляции), так и для реализации планов по переводу российской экономики на «инновационные рельсы». Рассмотрим ключевые проблемы инновационного развития России.

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы реализации инновационной политики РФ за 2007-2010 гг.

   Попробуем провести общий теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях кризиса, т.е. в условиях, когда поиск источников финансовых средств для реализации каких-либо инвестиционных проектов затруднен.

   В 2010 году основной задачей правительства являлась минимизация и, по возможности, предотвращение так называемых «социальных потрясений». Озвучены планы о вменении в обязанность государственным корпорациям (как ключевым институтам развития) и компаниям, которые сегодня принято относить к естественным монополиям, выделение средств на поддержку НИОКР, что было поддержано основными представителями указанных структур. Таким образом, учитывая, что в 2010 году о прямом расширенном выделении средств из бюджета на развитие инноваций речи не идет, возникает вопрос о том, как будет реализована политика инновационного развития и запланированная в ее рамках модернизация производственных мощностей российских предприятии.

   Согласно прогнозам Правительства РФ, программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.

Первый этап – консолидация конкурентных преимуществ (2009-12 гг.):

1)     реализация конкурентных преимуществ в « традиционных» секторах;

2)      адаптация к кризисным процессам в мировой экономики;

3)      создание условии и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;

4)      опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

Второй этап – инновационный прорыв (2013-20 гг.).

Ознаменовывается рывком в повышении конкурентоспособности на основе:

1)перехода на новую технологическую базу;

2) улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;

3) формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;

4) формирования общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации.

Теперь рассмотрим параграф, условно разделив его на два блока:

1)     проблемы инновационного развития России;

2)     роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России.

 

 

 

 

Проблемы инновационного развития России

  Ключевым вопросом в реализации любой инвестиционной деятельности является привлечение ресурсов (финансовых, технологических, человеческих). При реализации инновационных проектов решение этой задачи становится еще более сложным, учитывая, что любые инновации (как правило) являются трудозатратными, обладают высокими рисками и сложностью оценки экономических результатов, полученных в ходе их воплощения в жизнь.[5]

  Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер по поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10%.

Информация о работе Инвестиционная и инновационная политика России