Инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание

Рыночные реформы в российской экономике обусловливают существенное усиление теоретической и практической значимости проблем рациональной организации инвестиционной деятельности. При сокращении централизованных государственных вложений капитала в регионах и отраслях национального хозяйства все больше используются собственные и заемные средства предприятий, а также иностранные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….13
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 58.67 Кб (Скачать документ)

Государство выступает активным участником инвестиционного процесса как в форме прямых капитальных вложений, так и в форме государственного стимулирования инвестиционной деятельности. [23]

Инвестиционная привлекательность  России остается низкой – уменьшилась  в 2010 году доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, продолжается отток капитала из страны. Инвестиции в основной капитал  в 2010 году, по данным Росстата, составили 9151 млрд. руб. (в 2009 г.-7976 млрд. руб.) и  снизились в реальном исчислении примерно на 2% с учетом индекса цен  производителей промышленных товаров (в 2010 году – 116,7%). К тому же и в  кризисном 2009 году, по данным Росстата, по сравнению с 2008 г. Инвестиции в  основной капитал в сопоставимых ценах сократились на 16,2% [18].

По темпам роста инвестиций в основной капитал всех опередили  Еврейская АО – в 2,1 раза, Брянская область – 141,8%; Хакасия – 133,5; Ленинградская – 132,4; Хабаровский край – 127,4; Марий Эл – 125,3; Смоленская - -124,7; Бурятия – 123,1; Воронежская область – 122,5; Чувашия – 122; Республика Алтай – 120. Эти наиболее инвестиционно активные субъекты РФ значительно превысили средний по стране показатель – 106%.

Низкие темпы прироста инвестиций в 2010 году были у Нижегородской  области и Карачаево – Черкеси – 82,1; Ивановской области – 81,9; Кабардино – Балкарии – 81,2; Калмыкии – 81,0; Магаданской области – 80,8; Мурманской – 78,2; Курганской – 68,7; Адыгеи – 67,0; Якутии – 57,3; Чукотского АО – 27,4%.

Доля инвестиций в ВВП в 2010 году составила 20,6%, чего совершенно недостаточно для стабильного роста ВВП. Примерно половина инвестиций была вложена в основной капитал в 13 субъектах РФ: Тюменская область (11,5%), Москва (6,9%), Краснодарский край (5,4%), Санкт-Петербург (4,1%), Московская область (3,8%), Татарстан (3,3%), Ленинградская область (2,9%), Красноярский край (2,7%), Приморский край (2,2%), Нижегородская область (1,9%), Ростовская область (1,7%), Башкортостан и Челябинская область (по 1,5%).

В основной капитал промышленности было инвестировано 39,2% всех средств; в  транспорт и связь – 26,7 (рост 107%), из них в развитие трубопроводного  транспорта – 8,5% (104,7%), в железнодорожный  транспорт – 5,3 (122,4%), в связь – 2,8 (108,9%). В развитие добычи полезных ископаемых было инвестировано 15,1% (рост – 116,8%); в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9,9% (рост – 124,1%); в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 13,3% (92,9); в сельское хозяйство – 3,3% (89,7%) [21].

Снизились инвестиции в государственное  управление и обеспечение военной  безопасности – 1,5 (95,1%). Произошло снижение инвестиций в с/х, металлургию, обработку древесины и производство изделий из дерева, в операции с недвижимым имуществом [19].

Доля образования и  здравоохранения в общих инвестициях  в основной капитал по-прежнему остается невысокой – 1,9% (рост 116,2%) и 2,4% (111,4%) соответственно. И поскольку прирост  инвестиций в эти отрасли ниже индекса цен на промышленную продукцию (116,7% в 2010 году), улучшения положения  с качеством образования и  здоровья россиян в ближайшем  будущем не ожидается.

По инвестициям на душу населения в основной капитал  за 2010 год лидируют с большим отрывом  Тюменская – 310,2 тыс.руб. ( в % к 2009 году – 107,7%) и Сахалинская области – 262,4 (107,8). Третья – Ленинградская область – 157,0 (132,4); далее: Якутия – 122,3 (57,3); Коми – 113,5 (91,2); Еврейская АО – 104,6 (в 2,1 раза); Приморский край – 102,6 (117,1); Хабаровский – 97,5 (127,4); Амурская область – 95,6 (114); Краснодарский край – 94,4 тыс.руб. (118,2%). В Москве (26-е место) – 54,8 (85%); в Санкт-Петербурге (17-е место) – 77,3 (106,4%). Средние инвестиции на душу населения по РФ составили 64 тыс.руб. (106%) [21].

Замыкающая десятка включает Калмыкию – 25,2 (81,0); Алтайский край – 23,0 (118); Кировскую область – 22,8 (90,9); Псковскую – 22,5 (93,7); Тыву – 20,9 (119,3); Костромскую область – 20,2 (111,8); Северную Осетию – 19,6 (96,1); Карача6ево-Черкесию – 18,6 (82,1); Кабардино-Балкарию – 16,4 (81,2); Ингушетию – 15,6 (101,6) [21].

В 2011 году за 5 месяцев в 1.5- 2 раза выросли инвестиции (в основном за счет государственных инвестиций) в отстающие по этому показателю в 2010 году республики Северного Кавказа (исключение – Ингушетия, пока снижение в 4 раза), Хакасию, Республику Алтай, а  также в субъекты РФ Дальнего Востока, Брянскую, Ярославскую, Курскую, Липецкую, Кемеровскую и Воронежскую области. Зато наблюдается снижение инвестиций в основной капитал за 5 месяцев почти во всех экономически крупных субъектах РФ. Снижение составляет 5-30% по сравнению с 2010 годом [19].

По Росстату, на частные  инвестиции в основной капитал в 2010 году пришлось 59,4% ( в 2009 году – 55,2%); на государственные инвестиции – 16,7 (19,3); на смешанные российские частные и государственные – 7,0 (7); иностранные – 5,3 (6,8); совместные российские и иностранные – 7,6 (8); муниципальные – 3,0 (3,6); общие российские – 87,1 (85,2) [21].

По сравнению с кризисным 2009 годом в 2010 году снизились доли государственных, муниципальных и иностранных инвестиций, подросла доля частных инвестиций (их доля примерно в 150 раз превосходит долю частной собственности в основных фондах России). Очень низка по причине бюджетной бедности МО их доля в общих инвестициях в основной капитал (3%). [24]

В условиях рыночных отношений  приоритет должен быть отдан в  первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.

Административные рычаги необходимо использовать только и в  том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны [23].

Государство на основе совершенствования  налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и  других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления  инвестиционной деятельности.

Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных законодательных  актов, имеющих долговременный характер.

За годы перехода на рыночные отношения была создана определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется и поэтому еще далека от совершенства.

Все это является одной  из причин слабого притока иностранных  инвестиций в экономику России. Хорошая  нормативная база служит фундаментом  в управлении инвестиционным процессом  [24].

Важное значение для решения этой проблемы имеет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-ФЗ, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений [1].

Значение факторов, механизма  их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеет  важное научное и практическое значение, и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом  уровне. Но при этом необходимо учитывать  всю совокупность факторов, так как  только в этом случае можно управлять  инвестиционной деятельностью и  достигать поставленной цели, то есть, требуется комплексный подход при  управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика [22].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития страны. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия  для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность  инвестиционной деятельности прямо  влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в  процессе экономической модернизации.

Успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого  и стабильного экономического роста.

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое  перевооружение производства; амортизационной  политики; путем создания благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций; научно- технической политики и других.

Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых  программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы  мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий  материальной сферы и кредитных  учреждений, поощряя их увеличивать  объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.

Основные направления  государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере  науки и технологий определяют систему  мер, обеспечивающих эффективное использование  государственных и негосударственных  инвестиционных ресурсов в целя реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ). – Информ. – правов. Система «Консультант плюс». – Версия от 03.02.2011г.
  2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. – М.: Дело и Сервис, 2010.
  3. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев: МП «Итем», 2010.
  4. Бугоян И.В. Проблемы проектирования и управления экономической системы: инвестиционный аспект. – М.: Гардарики, 2010.
  5. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А Макроэкономика. – М.: Дашков и К, 2010.
  6. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист.-2011.- №3. – С.82-89.
  7. Заверюха А.Х., Ульянов Е.В., Меньшикова О.А. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы.- 2011.- №1.- С.66-73.
  8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010.
  9. Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции // Экономист.-№7.-2011.- С.78.
  10. Коссов В. Ивестиции в российской экономике (новые условия и подходы) // Проблемы теории и практики управления.-2011.-№1.-С.16-27.
  11. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. Пособие.- СПб.: Изд-во «Лань», 2010.
  12. Мартынов А.. Активизация инвестиционной политики // Экономист.-№9.-2011.-С. 44-50.
  13. Мертенс А.В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. – К.: Киевское инвестиционное агентство, 2010.
  14. Общая экономическая теория ( политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 2010.
  15. Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономического роста // Финансы. – 2011. -№1. –С. 19-21.
  16. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М.: БЕК, 2010.
  17. Информационно- правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  18. Ежедневная деловая газета РБК daily [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru
  19. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru
  20. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: ru.wikipedia.org
  21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru
  22. Журнал «Мировое и национальное хозяйство», Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие, Алексей Пудовкин, №2(13), 2011, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mirec.ru
  23. Журнал «Бюджет» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bujet.ru
  24. «Российская Бизнес-газета» №814 (32), Юрий Корчагин, Инвестиционная привлекательность России остается низкой, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Инвестиционная политика