Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:37, курсовая работа
Рыночные реформы в российской экономике обусловливают существенное усиление теоретической и практической значимости проблем рациональной организации инвестиционной деятельности. При сокращении централизованных государственных вложений капитала в регионах и отраслях национального хозяйства все больше используются собственные и заемные средства предприятий, а также иностранные инвестиции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….13
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………36
Государство выступает активным участником инвестиционного процесса как в форме прямых капитальных вложений, так и в форме государственного стимулирования инвестиционной деятельности. [23]
Инвестиционная
По темпам роста инвестиций в основной капитал всех опередили Еврейская АО – в 2,1 раза, Брянская область – 141,8%; Хакасия – 133,5; Ленинградская – 132,4; Хабаровский край – 127,4; Марий Эл – 125,3; Смоленская - -124,7; Бурятия – 123,1; Воронежская область – 122,5; Чувашия – 122; Республика Алтай – 120. Эти наиболее инвестиционно активные субъекты РФ значительно превысили средний по стране показатель – 106%.
Низкие темпы прироста инвестиций в 2010 году были у Нижегородской области и Карачаево – Черкеси – 82,1; Ивановской области – 81,9; Кабардино – Балкарии – 81,2; Калмыкии – 81,0; Магаданской области – 80,8; Мурманской – 78,2; Курганской – 68,7; Адыгеи – 67,0; Якутии – 57,3; Чукотского АО – 27,4%.
Доля инвестиций в ВВП в 2010 году составила 20,6%, чего совершенно недостаточно для стабильного роста ВВП. Примерно половина инвестиций была вложена в основной капитал в 13 субъектах РФ: Тюменская область (11,5%), Москва (6,9%), Краснодарский край (5,4%), Санкт-Петербург (4,1%), Московская область (3,8%), Татарстан (3,3%), Ленинградская область (2,9%), Красноярский край (2,7%), Приморский край (2,2%), Нижегородская область (1,9%), Ростовская область (1,7%), Башкортостан и Челябинская область (по 1,5%).
В основной капитал промышленности было инвестировано 39,2% всех средств; в транспорт и связь – 26,7 (рост 107%), из них в развитие трубопроводного транспорта – 8,5% (104,7%), в железнодорожный транспорт – 5,3 (122,4%), в связь – 2,8 (108,9%). В развитие добычи полезных ископаемых было инвестировано 15,1% (рост – 116,8%); в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9,9% (рост – 124,1%); в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 13,3% (92,9); в сельское хозяйство – 3,3% (89,7%) [21].
Снизились инвестиции в государственное управление и обеспечение военной безопасности – 1,5 (95,1%). Произошло снижение инвестиций в с/х, металлургию, обработку древесины и производство изделий из дерева, в операции с недвижимым имуществом [19].
Доля образования и
здравоохранения в общих
По инвестициям на душу населения в основной капитал за 2010 год лидируют с большим отрывом Тюменская – 310,2 тыс.руб. ( в % к 2009 году – 107,7%) и Сахалинская области – 262,4 (107,8). Третья – Ленинградская область – 157,0 (132,4); далее: Якутия – 122,3 (57,3); Коми – 113,5 (91,2); Еврейская АО – 104,6 (в 2,1 раза); Приморский край – 102,6 (117,1); Хабаровский – 97,5 (127,4); Амурская область – 95,6 (114); Краснодарский край – 94,4 тыс.руб. (118,2%). В Москве (26-е место) – 54,8 (85%); в Санкт-Петербурге (17-е место) – 77,3 (106,4%). Средние инвестиции на душу населения по РФ составили 64 тыс.руб. (106%) [21].
Замыкающая десятка включает Калмыкию – 25,2 (81,0); Алтайский край – 23,0 (118); Кировскую область – 22,8 (90,9); Псковскую – 22,5 (93,7); Тыву – 20,9 (119,3); Костромскую область – 20,2 (111,8); Северную Осетию – 19,6 (96,1); Карача6ево-Черкесию – 18,6 (82,1); Кабардино-Балкарию – 16,4 (81,2); Ингушетию – 15,6 (101,6) [21].
В 2011 году за 5 месяцев в 1.5- 2 раза выросли инвестиции (в основном за счет государственных инвестиций) в отстающие по этому показателю в 2010 году республики Северного Кавказа (исключение – Ингушетия, пока снижение в 4 раза), Хакасию, Республику Алтай, а также в субъекты РФ Дальнего Востока, Брянскую, Ярославскую, Курскую, Липецкую, Кемеровскую и Воронежскую области. Зато наблюдается снижение инвестиций в основной капитал за 5 месяцев почти во всех экономически крупных субъектах РФ. Снижение составляет 5-30% по сравнению с 2010 годом [19].
По Росстату, на частные инвестиции в основной капитал в 2010 году пришлось 59,4% ( в 2009 году – 55,2%); на государственные инвестиции – 16,7 (19,3); на смешанные российские частные и государственные – 7,0 (7); иностранные – 5,3 (6,8); совместные российские и иностранные – 7,6 (8); муниципальные – 3,0 (3,6); общие российские – 87,1 (85,2) [21].
По сравнению с кризисным 2009 годом в 2010 году снизились доли государственных, муниципальных и иностранных инвестиций, подросла доля частных инвестиций (их доля примерно в 150 раз превосходит долю частной собственности в основных фондах России). Очень низка по причине бюджетной бедности МО их доля в общих инвестициях в основной капитал (3%). [24]
В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.
Административные рычаги необходимо использовать только и в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны [23].
Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности.
Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных законодательных актов, имеющих долговременный характер.
За годы перехода на рыночные отношения была создана определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется и поэтому еще далека от совершенства.
Все это является одной из причин слабого притока иностранных инвестиций в экономику России. Хорошая нормативная база служит фундаментом в управлении инвестиционным процессом [24].
Важное значение для решения этой проблемы имеет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-ФЗ, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений [1].
Значение факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеет важное научное и практическое значение, и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне. Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели, то есть, требуется комплексный подход при управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития страны. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации.
Успешно функционирующая
инвестиционная деятельность страны -
необходимое условие для
В общем плане государство
может влиять на инвестиционную активность
при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой
и налоговой политики; предоставления
налоговых льгот предприятиям, вкладывающим
инвестиции на реконструкцию и техническое
перевооружение производства; амортизационной
политики; путем создания благоприятных
условий для привлечения
Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.
Основные направления
государственной инвестиционной политики
Российской Федерации в сфере
науки и технологий определяют систему
мер, обеспечивающих эффективное использование
государственных и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ