Использования финансов для решения социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание

В статье 7 Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Переходный период развития экономики повышает актуальность теоретических разработок в социальном менеджменте.

Работа состоит из  1 файл

про финансы.docx

— 40.82 Кб (Скачать документ)

1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ  ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ПРОБЛЕМ  

В статье 7 Конституции  Российской Федерации (РФ) записано, что  она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Переходный период развития экономики  повышает актуальность теоретических  разработок в социальном менеджменте.

Основными критериями благополучия в экономике за рубежом  считают высокий уровень производительности труда, конкурентоспособность производимой продукции и уровень жизни  народа. Для достижения этих целей  начаты социально-экономические преобразования. Однако реформирование в рамках государства, понимаемого как инструмент принуждения:

1) имеет своей  движущей силой определяющее  влияние отдельных социальных  групп - инициаторов реформ, которое  реализуется через ветви и  органы власти:

2) нарушает естественное  эволюционное развитие общества  под действием результирующих  социальных усилий общества, являющихся  суммой усилий отдельных социальных  образований - классов;

3) приводит к  ускорению социальных процессов  в такой мере, что значительное  число членов существовавших  социальных классов не имеют  возможности и не способны  в силу личностных свойств  приспособиться к стремительным  изменениям;

4) характеризуется  тем, что управляющие воздействия  вырабатываются и реализуются  в условиях повышенной информационной  неопределенности и воздействия  случайных факторов, а их последствия  наблюдаются в течение длительного  периода времени;

5) приводит к  тому, что юридическая и нормативная  база объективно отстают от  процессов и явлений практики. Представляется, поэтому во избежание  ситуации правового вакуума в  стране-первопроходце капиталистических  отношений - Великобритании - стало  действовать прецедентное право.  Такое право позволяет минимизировать  временное отставание создания  юридических норм от практики  общественной и хозяйственной  жизни;

6) характеризуется  тем, что часть членов общества  руководствуются юридическими, социальными,  моральными нормами исходной  общественной формации, а другая  часть действует с учетом не  всегда верных представлений  о нормах нового общества;

7) приводит к  тому, что в связи с неэффективностью  Закона увеличивается та часть  конфликтов, которая носит скрытый  (латентный) характер, что затрудняет  их диагностику;

8) характеризуется  тем, что открытые и неурегулированные,  а также скрытые (латентные)  конфликты снижают эффективность  реформ, приводят к ущербу для  общества в целом, снижают темпы  продвижения к новому состоянию.

В условиях огромных запасов ядерных и химических материалов, физического старения и  уязвимости жизнеобеспечивающих газопроводов, линий электропередач, железных дорог  классовые антагонизм и борьба могут быть чреваты глобальной катастрофой. Это повышает ответственность менеджмента всех уровней за социальные, экономические, экологические последствия.

В развитых странах  общество уже осознало, что чрезмерное угнетение, противостояние участников воспроизводственного процесса, принадлежащих  к различным общественным классам  и социальным группам, приводит к  снижению эффективности производства, пропуску социальных и рыночных возможностей. Поэтому в США в 1985 году Том  Петерс разработал теорию “человеческих  отношений”. Эта теория определяет персонал, как один из основных факторов и ресурсов развития организации.

По той же причине зародилась теория социального  государства. Центр деятельности в  таком государстве переносится  с принуждения на согласование целей, своевременное выявление и законное разрешение социальных конфликтов. Этим обеспечивается ускорение развития государства как единой социально-экономической  системы. Важно найти в деятельности государства рациональное соотношение  функций принуждения и консолидации общества при решении социальных проблем.

Социальная  проблема - это критическое рассогласование между желаемым состоянием социальных отношений и реальным. Источниками социальных проблем могут быть критические соотношения доходов, возможности доступа к собственности на средства производства.

Социальное  государство - сложная система, создаваемая с целью решения социальных проблем общества преимущественно ненасильственными методами. Для этого такое государство должно обеспечивать возможность обнаружения и диагностики социальных проблем, предотвращения “социальных взрывов”, выработки и согласования компромиссных целей и решений, а также обладать возможностью развития и др. Поэтому для социального государства может быть характерно следующее:

1) оно рассматривается  как сложная система, эффективность  которой определяется составом  и взаимодействием ее элементов;

2) его целью  является улучшение здоровья  общества и его элементов вплоть  до индивидуума;

3) в нем признается  приоритет прав человека;

4) государство  и общественные классы одновременно  отказываются от насилия, в  том числе - избыточного информационного  воздействия - как средства разрешения  социальных проблем;

5) в равной  мере признается необходимость  для воспроизводственного процесса  всех существующих социальных  классов и групп;

6) при структурной  перестройке экономики и необходимости  реформ компенсирующие воздействия  предшествуют ущемляющим;

7) общественные  классы признают необходимость  получения всеми участниками  воспроизводственного процесса  и его общеэкономического обеспечения  справедливого вознаграждения за  свой вклад, размер которого  определяется на базе теории  “социальных услуг” или по  аналогии с отраслями развитых  стран-аналогов;

8) власть, деловые  круги в своей деятельности  используют социально-этические  целеполагание, маркетинг, менеджмент;

9) при формировании  органов государственной власти  используют принципы прямого  избирательного права, реального  разделения властей на ветви  целеполагания, маркетинга, менеджмента;

10) государство  стимулирует создание и поддерживает  независимые средства массовой  информации;

11) существуют  законные процедуры изменения  элементов государственного устройства  и их функций;

12) сильное и  действенное антимонопольное законодательство  во всех отраслях, кроме стратегических  и социально значимых;

13) признается  объективная необходимость и  неконъюнктурный характер научного  проектирования государственного  устройства;

14) методической  основой проектирования такого  государства признаются теория  систем, теория исследования операций, маркетинг, менеджмент.

Как известно, в  настоящее время в социальном менеджменте развитых рыночных стран  дискутируются два подхода.

Первый  подход Милтон Фридман определил как роль бизнеса (деятельности, дела), состоящую в “использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры ... и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману”. Эта точка зрения соответствует либеральному взгляду на экономику и социальный менеджмент. Ее непременным условием является наличие “правил игры” - устоявшихся и исполняемых норм права, социальных и моральных норм. В переходный период развития экономики это основное условие использования либерального менеджмента объективно отсутствует.

Второй подход отразил Кит Дэвис, указав, что  бизнес обязан быть активно социально  ответственным по причине “железного закона ответственности” и утверждая, что “в долговременной перспективе  те, кто не пользуется властью в  таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет”.

Для понимания  роли финансов в современном государстве  важно установить связи технологического базиса и социального устройства страны. При этом важно рассмотреть  отношения социальных политики, целеполагания, маркетинга, менеджмента. Полезно структурировать  инструменты социального менеджмента, определить условия и ограничения  на их использование.

Субъектами социальных политики и менеджмента выступают  органы власти в центре и на местах, а их объектами - общественные классы.

В маркетинге принято  выделять общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения/1/.

Общественным  классам присуще несколько характеристик:

1) лица, принадлежащие  к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;

2) в зависимости  от принадлежности к тому или  иному классу люди занимают  более высокое или более низкое  положение в обществе;

3) общественный  класс определяется на основе  комплекса факторов: занятий, доходов,  богатства, образования, ценностной  ориентации и тому подобных  характеристик принадлежащих к  нему лиц;

4) индивиды могут  переходить в более высокий  класс или опускаться в один  из нижних классов;

5) “входные барьеры”  каждого класса имеют более  высокий уровень по отношению  к “выходным барьерам” этого  же класса и др.

В США выделяют следующие общественные классы:

1) высший высший  класс (1% общества) -элита общества, происходящая из именитых семей  и живущая на наследуемое богатство;

2) низший высший  класс (2%) - лица свободных профессий  или бизнесмены, получающие высокие  доходы в силу своих исключительных  способностей;

3) высший средний  класс (12% общества) - делающие карьеру  лица свободных профессий, управляющие,  бизнесмены;

4) низший средний  класс (30% общества) - служащие, мелкие  предприниматели, “рабочая аристократия (водопроводчики, средний инженерно-технический  состав заводов и др.)”;

5) высший низший  класс (35% общества) - мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные  рабочие:

6) низший низший  класс (20% общества) - неквалифицированные  рабочие, лица живущие на пособия.

Социальную устойчивость западных демократий обеспечивает существование  “среднего класса”, включающего  около 80% общества (высший средний класс - 12%, низший средний класс - 30%, высший низший класс - 35% ).

Условимся, что  в силу различий факторов (занятий, источников доходов, богатства, уровня и характера образования, ценностной ориентации и тому подобных факторов) общественные классы могут быть разделены  на социальные группы.

Социальные группы - это группы людей, принадлежащих  к одному социальному классу, но отличающихся отношением к средствам  производства, профессией, типом личности и др.

Известно, что  в период директивной экономики  было принято выделять классы рабочих (пролетариат), колхозного крестьянства и прослойку - рабоче-крестьянскую интеллигенцию.

В начальный  период реформ обсуждалось дискуссионное  предложение выделять еще один класс - бюрократию.

Таким образом  становится очевидным, что в результате реформы в РФ должны измениться как  состав элементов (общественных классов) социальной системы государства, так  и взаимоотношения между ними.

Поэтому все  управляющие воздействия государственного регулирования должны ставить и  решать две задачи: первая - создать  в обществе соответствующие классы; вторая - установить правила взаимоотношений  и разрешения межклассовых конфликтов, принятые в развитых рыночных демократических  странах.

На процесс  трансформации общественных классов  влияют: 1) положение в промышленности: конверсия военно-промышленного  комплекса; неконкурентоспособность  на мировых рынках значительной части  продукции машиностроения;

2) трансформация  пропорций потребительского спроса, обусловленная невысоким уровнем  платежеспособности значительной  части населения;

3) острый дефицит  бюджета, что не позволяет в  должной мере финансировать конверсию,  структурную перестройку, осуществлять  поддержку малого и среднего  бизнеса;

Информация о работе Использования финансов для решения социальных проблем