Использования финансов для решения социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание

В статье 7 Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Переходный период развития экономики повышает актуальность теоретических разработок в социальном менеджменте.

Работа состоит из  1 файл

про финансы.docx

— 40.82 Кб (Скачать документ)

4) неравные возможности  доступа и наличие административных  барьеров на рынках товарных, собственности и др.;

5) острый дефицит  бюджета, что не позволяет обеспечить  выполнение международно признанных  социальных стандартов для индивидуумов, пострадавших в процессе реформ.

В настоящее  время определить структуру социальных классов в России проблематично. Высокие налоги, административные ограничения, низкая заработная плата не способствуют образованию среднего класса.

Пока не удалось  создать ни конкурентную среду, ни классовую  структуру общества с опорой на многочисленный средний класс. Не удалось создать  в рамках каждого из классов и  социальные группы эффективных собственников. Практика показала, что приватизация сама по себе, автоматически не делает собственность эффективной.

Эффективными  собственниками принято называть собственников, которые (в массе своей) способны создать для большинства населения  страны условия жизни на основе международных  социальных стандартов, норм демократии, процесса расширенного воспроизводства. Поэтому возможно использование  ценных бумаг и других финансовых инструментов для дальнейшего рыночного  перераспределения собственности, формирования устойчивой классовой  структуры общества. Эти процессы должны закончиться созданием устойчивой классовой структуры, выделением в  соответствующих классах практически  стабильных во времени социальных групп  эффективных собственников.

Вероятно в  перспективе в РФ возможно такое  же деление на классы, как в США, но с таким их соотношением, которое  соответствует структуре экономики  РФ, ее месту в международном разделении труда (экспорт энергоносителей, вооружений, металлов и др.; импорт продуктов  питания, электроники, бытовой техники  и др.).

Однако, в настоящее  время в РФ сложилась следующая  ситуация:

1) высший высший класс - элита общества, происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство, - отсутствует;

2) низший высший класс представлен бюрократами высокого уровня иерархии, крупными бизнесменами, шоуменами, получающим высокие доходы, директорским корпусом;

3) высший средний класс - делающие карьеру лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены - практически отсутствует;

4) низший средний класс представляют служащие местных органов власти, естественных монополий, коммунального хозяйства, мелкие предприниматели, “рабочая аристократия (водопроводчики, средний инженерно-технический состав заводов, выпускающих конкурентоспособную продукцию)”;

5) высший низший класс составляют научные работники, преподаватели, мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие;

6) низший низший класс - неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия, - также имеется.

При нормальном состоянии общества все социальные классы существуют в системном единстве. Каждый из них выполняет вполне определенные социальные функции. Например, известно определение: “Предприниматель (бизнесмен) - это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Предприниматель способен творчески решать и задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса)”. А так называемые “бюджетники” обеспечивают общие условия воспроизводства и т.д. Предприниматели или пролетариат в отдельности не могут обеспечить воспроизводство.

Для снижения вероятности  социальных конфликтов важно, что бы оценка вклада каждого из социальных классов и групп в воспроизводственный  процесс признавалась справедливой другими группами, а абсолютный объем  материального вознаграждения обеспечивал  бы физическое выживание индивидуумов.

Для оценки вклада каждого из социальных классов и  групп в воспроизводственный  процесс представляется возможным  предложить “теорию социальных услуг”, в соответствии с которой каждый из социальных классов должен получать вознаграждение, эквивалентное его  влиянию на благосостояние общества и развитие экономики.

Социальным целеполаганием назовем выбор целей развития общества и их согласование с различными социальными классами и группами с использованием принятых процедур /2/.

Социальной целью  назовем идеальный результат  деятельности общества в будущем.

Цель определяет то, ради чего создают систему - государство, территорию, холдинг, предприятие и  др. При этом цель всегда лежит вне  системы. Она отражает реакцию среды  на систему. Качество цели может определять успех или неудачу социального  менеджмента. Формами гармонизации целей по вертикали и горизонтали могут выступать их согласование или приоритет целей высшего уровня над целями низшего уровня.

В менеджменте  считают, что деятельность организации, не имеющей четко сформулированных целей, не может быть успешной.

Формулирование  целей - процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует. Процесс формулировки целей носит  эвристический характер.

Для демократического государства основной целью может  быть гармоничное развитие общества при соблюдении прав человека и социальных стандартов развитых стран. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например, обеспечения безопасности, недопущения  ущерба и т.п.

Общие цели демократического общества представляют собой компромисс целей ее частей - общественных классов. Для поиска такого компромисса в  странах развитой демократии используют различные процедуры согласования целей: парламентские слушания, круглые  столы, форумы и т.д./2/.

В тоталитарном государстве цели высшего уровня - государственного - имеют приоритет  и определяют цели нижнего уровня. В таком государстве цели не обсуждают, а добиваются их исполнения.

Цель должна отвечать следующим требованиям:

1) быть достижимой  и реалистичной;

2) быть понятной  и недвусмысленно сформулированной;

3) быть измеряемой;

4) иметь сроки  исполнения.

Традиционно в  менеджменте различают три типа организационных целей: официальные, оперативные, операционные.

Официальные цели определяют общее назначение организации, например, государства. Они должны объяснять  необходимость конкретной организации  для общества, а также имеют  внешнюю направленность и выполняют  важную защитную функцию, создавая государству  соответствующий имидж.

Оперативные цели определяют, чем на самом деле в  текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать  на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Формой их выражения  может быть план работы.

Операционные  цели еще более конкретны и  измеряемы, чем оперативные. Они  направляют деятельность конкретных органов  и работников управления, а также  позволяют давать оценку их работе. Такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным органам  государственного управления, группам  и исполнителям.

Различие между  этими типами целей может дать ценную информацию для оценки правильности социального управления.

Представляется, что переходные процессы в обществе или появление воздействий внешней  среды (например, кризис на биржевых фондовых рынках Юго-Восточной Азии), выходящих  за оговоренные пределы, могут вызывать необходимость разработки стабилизационных целей.

Стабилизационные  цели часто не самостоятельны. Они  могут определять в качестве идеального результата менеджмента /2/:

1) удержание  параметров объекта управления  в некотором допуске оговоренных  значений;

2) недопущение  перехода объекта управления  в область недопустимых или  неуправляемых состояний.

Различие в  целях управления требует выделения  в организационной структуре  субъекта социального управления подсистем, соответствующих функций и контуров управления.

Цели становятся инструментом социального управления, когда они:

1) определены  или сформулированы;

2) известны обществу;

3) приняты общественными  классами к реализации.

Представляется  возможным признать методической основной целеполагания прогностику (футурологию) - научную дисциплину о закономерностях  разработки прогнозов.

Прогноз - это  вероятностное суждение о состоянии  объекта в определенный момент времени  в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния/3/.

Прогнозирование и дальнейшее планирование при социальном менеджменте осуществляется исходя из научно обоснованных норм расходования ресурсов в процессе соответствующей  деятельности. При прогнозировании, в связи с большим периодом упреждения, используются более общие, расчетные или экспертные нормы.

Социальным развитием  назовем совокупность целей, путей  их достижения, источников финансовых ресурсов и объектов социальных инвестиций.

Социальное развитие отвечает за своевременный поиск  ответов на вопросы:

1) к какому  состоянию стремится общество?

2) за счет  каких источников ресурсов будет  достигнуто это состояние?

3) какими путями  может быть в принципе достигнуто  это состояние?

4) какие социальные  группы будут объектами инвестиций?

5) какие мотивы  будут двигать социальное развитие?

6) какие организационные  формы может принимать конкретное  направление социального развития?

7) каким должен  быть контроль за социальным  развитием?

Маркетинг не имеет  однозначного определения в силу своей сложности/1/.

Существует определение  маркетинга как деятельности, нацеленной на создание спроса. Определяют маркетинг и как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей. В более широком понимании маркетинг - это философия рыночной деятельности, направленная на получение прибыли за счет более полного удовлетворения потребностей покупателей /1/.

В настоящее  время в странах развитой демократии принята концепция социально-этичного маркетинга /1/. При этом утверждается, что задачей организации (в данном случае государства) является установление нужд, потребностей и интересов, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и продуктивным (по сравнению с другими субъектами управления и вариантами действий) способом с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Инструменты и  способы достижения целей, не удовлетворяющие  условию: “с одновременным сохранением  или укреплением благополучия потребителя  и общества в целом”, отвергаются  как неприемлемые.

Назовем маркетинговой возможностью социальной политики привлекательное направление маркетинговых усилий на котором общество ожидает определенный прогресс, связанный с более полным удовлетворением потребностей членов общества /2/.

Социальным маркетингом  назовем выбор инструментов социального  менеджмента и способов их использования  в конкретной ситуации управления.

Средством решения  задач социального маркетинга может  быть нормативный прогноз - прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения определенных состояний объекта прогнозирования.

Однако прежде чем устанавливать пути и сроки  достижения определенных состояний  общества, необходимо определить перечень возможных инструментов социального  менеджмента.

В качестве эффективных инструментов социального менеджмента могут рассматриваться /2/:

1) законодательная  и нормативная деятельность;

2) прямое администрирование;

3) информационные  технологии и реклама в средствах  массовой информации (СМИ);

Информация о работе Использования финансов для решения социальных проблем