Использования финансов для решения социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание

В статье 7 Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Переходный период развития экономики повышает актуальность теоретических разработок в социальном менеджменте.

Работа состоит из  1 файл

про финансы.docx

— 40.82 Кб (Скачать документ)

4) финансы и  финансовый менеджмент.

Социальный маркетинг  может включать маркетинг идей, профессий, мест, создание референтных групп  и др.

Маркетингом идей или общественным маркетингом условимся  называть разработку инструментов и  методов их использования, обеспечивающих достижение определенного общественного  прогресса. Это относительно новое  направление в маркетинге. Маркетинг  идей может быть направлен на то, чтобы /1/ :

1) изменить основополагающие  представления;

2) побудить к  единовременному действию;

3) достичь понимания.

Маркетинг мест - это деятельность, предпринимаемая  с целью создания, поддержания  или изменения отношений и/или  поведения, касающихся конкретных мест. Маркетинг мест включает маркетинг  жилья, зон хозяйственной застройки  и инвестиций в земельную собственность, мест отдыха /1/.

Референтная группа - это группа, оказывающая прямое (то есть при личном контакте) или  косвенное влияние на отношение  или поведение человека. Это кумиры, герои общества, чьи поступки и  реакции являются эталоном поведения  для определенных социальных групп. Менеджеры, создавая референтные группы, могут создавать предпосылки  для управления, инициировать определенное поведение общественных классов  и социальных групп.

Важнейшим инструментом социального маркетинга является реклама. Признается, что любая реклама  имеет социальный характер/1/. Реклама представляет собой неличные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.

Социальная реклама  может иметь прямой и косвенный  характер. Косвенная социальная реклама  имеет место при рекламе более  качественных товаров, условий жизни  и др. При избыточном рекламном  воздействии может осуществляться “избыточное информационное воздействие”. Оно может нарушать принципы равенства  возможностей и добросовестности конкуренции. Демократическое социальное государство  стремится ограждать своих граждан  от избыточного или (и) недобросовестного  рекламного воздействия.

В социальном менеджменте  по взаимодействию с объектом управления возможны различные подходы.

Традиционный  менеджмент (подход) разрабатывает  и использует принципы и правила  управления, пригодные для любых  организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое  одномерное взаимодействие общественных классов.

Системный менеджмент (подход) может концентрироваться  на взаимодействии общественных классов  и социальных групп, обращает внимание на важность изучения каждой отдельной  части в контексте целого. Основой  системного подхода в социальном менеджменте может быть признан  тот факт, что только все общественные классы в их совокупности могут обеспечить воспроизводственный процесс в  государстве. При этом управляющее воздействие на отдельный социальный класс влияет на эффективность социальной системы в целом.

Ситуационный  менеджмент основан на том, что в  управлении не существует только одного набора принципов (правил), который  мог бы использоваться во всех ситуациях. Под ситуацией понимают тройку “состояние объекта управления - располагаемые  управляющие воздействия - последствия  управляющих воздействий”. Такой  менеджмент направлен на максимальное использование преимуществ создавшейся  ситуации.

Социально-этический  менеджмент направлен на снижение вероятности  принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба общественным классам, попадающих в сферу влияния принимаемых решений.

Стабилизационный  менеджмент имеет своей целью  либо обеспечить нахождение объекта  управления в заданной области значений параметров, либо не допустить переход  этого объекта в области неуправляемых, недопустимых состояний. Этот тип менеджмента  не ставит новых самостоятельных  целей. Важно учитывать, что различные  типы менеджмента: во-первых, в целом  в различной степени используют прогнозирование и планирование как инструмент менеджмента;

во-вторых, в  частности, они в разной степени  используют различные методы прогнозирования  и планирования (Так, типовой традиционный менеджмент в большей мере склонен  опираться на результаты прогнозирования  по аналогии, экспертного прогнозирования.).

Устройство политической системы демократических государств предусматривает разделение функций  государственных органов -разделение властей. Для обеспечения эффективности  социального развития демократических  государств признано целесообразным разделять  функции: социального целеполагания, социального маркетинга, социального  менеджмента. Это объективная основа разделения властей. Функции социального  целеполагания, социального маркетинга, социального менеджмента выполняют  конкретные субъекты политического  устройства государства. Кроме того, большое значение придается обеспечивающим общедемократический процесс функциям объективного и достоверного информирования общества, разрешения конфликтов на основе закона.

Для того, чтобы  реализовать в государстве сбалансированную социальную политику, эти субъекты должны быть относительно независимы, и одновременно представлять некоторое  системное единство - политическую систему. Различные соотношения функций социального целеполагания, маркетинга и менеджмента, контроля и разрешения социальных конфликтов способны порождать различные политические системы, например президентскую республику, парламентскую республику и другие формы демократий. Перечень функций государства и подфункции, выполняемые его элементами, определяет конституция. Политическая система несомненно относится к числу сложных. Следовательно, ей присущи все свойства таких систем (эффективность, большое число разнородных элементов, иерархия и др.). Перечень свойств сложной финансовой подсистемы рассмотрен в параграфе 1.6.

Сложная система  должна развиваться в направлениях открывающихся социальных и экономических  возможностей, реагировать на угрозы, адаптироваться к изменению внешних  условий, проявлять живучесть при  отказе элементов. Для этого должна быть предусмотрена возможность  изменения ее структуры (реконфигурация), алгоритмы изменения состава и функций элементов. Также для оценки состояния системы необходимо рассчитать вероятность реализации таких алгоритмов. При этом:

1) для обеспечения  необходимой стабильности системы  вероятность изменения элементов  системы должна быть относительно  невысокой.

2) если вероятность  изменения для различных элементов  существенно отличается, то это  может порождать нестабильность  системы;

3) если вероятность  изменения системы чрезмерно  низка, то система не обладает  реальными шансами к адаптации  при изменении условий.

Противоречия, разрешаемые  в рамках системы, находящейся в  сопряженном состоянии со средой, в рамках действующей конституции  называют “социальными конфликтами”.

Если среда  изменяется, а система, функции и  отношения ее элементов не способны изменяться, то в конце концов сопряженность  состояний системы и среды  будет нарушена по причине их критического рассогласования. Тогда система  и среда переходят в несопряженные  состояния. При этом нарушается единство системы и среды, называемое в  системологии “миром”.

При проектировании политической системы должно учитываться  экономическое и социальное состояние  страны. В менеджменте известно положение, что управляющее воздействие  может быть эффективным только тогда, когда оно доведено и принято  к исполнению. Отсутствие гармонии во взаимоотношениях социальных классов  повышает риск конфликтов, может быть одной из причин замедления развития общества.

Было бы логичным признать, что целеполагание на конкретный срок может осуществляться в программах кандидатов в губернаторы, президенты. Их избрание может отождествляться  с выбором целей общества. В  период между выборами соответствующие  администрации могли бы производить  декомпозицию целей (строить дерево целей для регионов, отраслей). Для  реализации конкретного дерева целей, мониторинга достижения этих целей  должна разрабатываться структура  “вертикали”.

Функции согласования целей в промежутках между  выборами, социального маркетинга (выбор  источников ресурсов и инструментов достижения целей) могут выполнять  представительные органы власти. При  этом используются процедуры выборов  в парламент, утверждения бюджетного послания, бюджета, утверждения законов  и др.

Функцию социального  менеджмента - поддержание баланса  в треугольнике “цели - люди - ресурсы” - в процессе реформ при определенных целях, источниках ресурсов, инструментах менеджмента, юридических нормах можно  признать задачей исполнительной власти.

Общие условия  эффективного функционирования политической системы обеспечивает ряд общественных институтов. Прежде всего это средства массовой информации и судебная власть.

Средства массовой информации обеспечивают “информационную  прозрачность общества” и свободу  слова индивидуума. Для объективности  и достоверности информирования общества часть средств массовой информации должна быть независимы от государства, холдингов, финансово-промышленных групп.

Реализация любого управленческого решения изменяет баланс власти, порядок распределения  ресурсов и т.п. и может приводить  к конфликту. Конфликт может снижать  эффективность, блокировать выполнение решения, увеличивать затраты на его выполнение, повышать риски. Поэтому  важно при работке управленческого  решения прогнозировать конфликты  и предусматривать меры по их разрешению.

Таким образом  при подготовке и реализации управленческих решений социального менеджмента  необходимо учитывать особенности  возникновения и разрешения конфликтов переходной экономики /3/.

“Социальный конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личностью, социальной группой или общественным классом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает такое поведение или ответное противодействие этой (другой) стороны, которое приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращению совместной деятельности, “пропуску” социальных возможностей, блокированию выполнения решений или другим негативным последствиям”.

Чаще всего  основой социальных конфликтов являются финансовые конфликты целеполагания, маркетинга, менеджмента, рассматриваемые  в параграфах 3.12,4.17.

Судебная власть играет роль инструмента цивилизованного  разрешения конфликтов на всех уровнях  иерархии.

При разработке управленческого решения в социальном менеджменте может быть рекомендовано:

1) оценить его  воздействие на внешнюю и внутреннюю  среду организации;

2) осуществить  прогноз возможных причин, форм, следствий конфликта:

3) предложить  и включить в состав решения  меры, снижающие вероятность возникновения  как внешнего, так и внутреннего  конфликта;

4) предусмотреть  возможные методы и резервные  ресурсы для разрешения все  же возникших конфликтов.

Согласование  решений - один из элементов процедуры  разработки решений при социальном менеджменте. Важно, что согласование решений может выступать в  качестве способа предупреждения и  разрешения конфликта как при  определении целей и сценариев  их достижения, так и в процессе исполнения решений.

Процедуры согласования решений определяются еще и типом  организации (корпоративная или  индивидуалистская), характером взаимодействия объектов и субъектов управления при различных типах менеджмента.

В социальном менеджменте  демократических государств для  согласования решений часто используют метод круглого стола. Специальная  комиссия, входящая в состав этого  круглого стола, обсуждает соответствующие  проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Недостаток метода в том, что эксперты в своих  суждениях изначально ориентированы  и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает  риск получения искаженных результатов  прогноза.

Вопрос ответственности  в социальном менеджменте переходного  периода имеет особо актуальное значение.

Ответственность за результаты менеджмента может  быть трех видов: юридическая, социальная, моральная. В зависимости от культурных, национальных особенностей менеджмента  они имею различную значимость. В  обществе переходного периода объективно, в силу процессов передела собственности, а следовательно, и власти, все  виды ответственности могут снижаться.

Известно, что  юридическая ответственность может  иметь уголовный и гражданский  характер. Уголовная ответственность -это обязанность виновного лица держать в установленном порядке ответ за совершенное им преступление: подвергнуться правоограничениям, вытекающим из уголовно-процессуального порядка, быть осужденным и понести соответствующее наказание.

Информация о работе Использования финансов для решения социальных проблем