История и развитие бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы развития.
Задачами работы является характеристика бюджетной системы на каждом этапе развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Сейчас Российская Федерация  находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно  правильно и грамотно создавать  нормативно-правовую базу экономическим  отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним  из механизмов регулирования является бюджетная система государства  и включённый в нее государственный  бюджет. Бюджет государства можно  рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с  правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения, связанные  с денежными фондами.

Для нормального существования  и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а  вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что  бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и  т.д. С помощью бюджета стимулируются  наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство  может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими  актами, с применением принципов  финансово-бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы  и не выработаны отлаженные механизмы  функционирования и взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной  системе государства, так как  сильная устойчивая система регулирования  денежных потоков способствует надёжному  функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как  государства, так и его граждан.

Необходимо отметить, что  конечным результатом существования  любого государства является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы  Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы развития.

Задачами работы является характеристика бюджетной системы  на каждом этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

1.1 Социально-экономическое  назначение бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджет, денежное обращение  – это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества по сравнению с экономикой в целом и финансам в частности  многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует  об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств  в бюджетной системе падает культура, духовность, нравственность в обществе.

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государств. Бюджету  принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятием и населением – с другой, которые связаны  с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений  обусловлено задачами, решаемыми  государством в тот или иной исторический период. (Рис. 1)

 


Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются: образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация  налогов; финансирование отраслей народного  хозяйства; формирование и использование  общественных фондов потребления, страховых  и резервных фондов.

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью  бюджета государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство  использует бюджет в качестве одного и основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи: перераспределение национального  дохода; государственное регулирование  и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных  средств решаются задачи государственного регулирования экономических и  социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это  экономические отношения межу государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие  в распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением. Структура  бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения, связанные с  экономическими процессами.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий  и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между  формами и величиной изъятия  в бюджет части прибыли предприятий  и заинтересованностью последних  в результатах работы. От того, насколько  совершены формы изъятия в  бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличение прибыли.

Расходы бюджета – это  экономические отношения, возникающие  между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования  централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в  бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность  обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности  – ускоренное развитие прогрессивных  отраслей народного хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение  обороноспособности страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего, за счет бюджета, создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через  бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития. Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, т.е. посредством бюджета  производится межтерриториальное и  межотраслевое перераспределение  национального дохода. Тем самым  соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государств, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический  потенциал государства.

Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в  непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через бюджет происходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые в  бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распределения  общественных фондов потребления.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана, а  все расходы производятся в строгом  соответствии с планом. В свою очередь  бюджетное планирование оказывает  активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

И, наконец, бюджет выполняет  контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием и использованием бюджетных средств.

Федеральный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

1.2 Бюджетное устройство  и бюджетная система

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного  устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. В унитарных (единых) государствах бюджетная  система состоит из двух звеньев  – государственного и местных  бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система трехзвенная  и состоит из государственный  бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных  бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Информация о работе История и развитие бюджетной системы Российской Федерации