История и развитие бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы развития.
Задачами работы является характеристика бюджетной системы на каждом этапе развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

Далее следует Закон РФ «О субвенциях республикам в составе  Российской Федерации, областям, автономной области, автономным округам, городам  Москве и Санкт-Петербургу», который  был принят в 1992 г. По сути, это была первая попытка внедрения объективных  подходов в процесс оказания финансовой помощи бюджетам регионов.

Важное значение для развития бюджетов субъектов РФ имел Закон  РФ об основах бюджетных прав и  прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов, принятый в 1993 г. Этот Закон определил права субъектов  РФ, а также местных территориальных  образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов  в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов; определил  взаимоотношения указанных органов  власти в бюджетном процессе. Закон  также установил общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения  социально-эко­номического развития национально-государственных и административно-территориальных  образований.

Конституция РФ, принятая в 1993 г., закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и  распределение полномочий между  законодательными и исполнительными  органами государственной власти, что  предполагало кардинальную переработку  законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Провозглашение в Конституции РФ принципов федеративного устройства страны потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы, положив в его основу принципы бюджетного федерализма.

Следует отметить, что бюджетные  законы, принятые до новой Конституции  РФ, значительно устарели и во многом не соответствовали ей, так как  были приняты в качестве основ, т.е. закрепили наиболее существенные положения  бюджетных отношений и бюджетного процесса. Эти законы требовали дополнения и развития в специальных актах.

Для рассмотрения и утверждения  федерального бюджета требовалось  ежегодно принимать федеральный  закон о порядке внесения, рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете. Многие бюджетные  положения не имели законодательного оформления и определялись либо указами  Президента (например, Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном  казначействе»), либо органами исполнительной власти, в некоторых случаях нормативное  определение вообще отсутствовало. Так, практически не существовало правового  регулирования ответственности  за нарушения бюджетного законодательства. Нельзя не отметить Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с  бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.», который положил  начало реформе межбюджетных отношений  в РФ, что связано с созданием  Федерального фонда финансовой поддержки  регионов и расчетом размера финансовой помощи на основе разработанной формулы. Это дало старт процессам объективизации межбюджетного распределения средств, явилось реальным шагом построения бюджетного федерализма в России.

В 1995 г. был принят Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», который  обеспечил реализацию конституционно установленного местного самоуправления в РФ. Принятый в его развитие Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет основные принципы организации местных финансов. Данный Закон устанавливает:

– источники бюджетного формирования и направления использования  финансовых ресурсов местного самоуправления;

– основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях;

– взаимоотношения органов  местного самоуправления с финансовыми  институтами;

– гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

В 1996 г. принят Федеральный  закон «О бюджетной классификации  Российской Федерации». Он устанавливает  структуру и состав бюджетов всех уровней РФ. Примечательно, что в  основу построения бюджетной классификации  РФ положены международные стандарты, что обеспечивает кроме всего  прочего международную сопоставимость бюджетных показателей. Однако отсутствие единого законодательного акта отрицательно сказывалось на стабильности бюджетной  системы России, нарушало принцип  ее единства, затрудняло общее руководство  и управление государственными и  муниципальными финансами.

Бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, но в  основном представляет собой структуру, которая позволяет исполнительной власти проводить в жизнь программы  под руководством законодательной  ветви власти с соблюдением принципа подотчетности. В основе правовой пирамиды находится конституция, но ее положения  в части государственного финансового  управления обычно регламентируют только принципиальные моменты:

– требуют, чтобы все государственные  средства поступали на специально предназначенные  для этого счета и тратились  только в соответствии с законодательством;

– определяют финансовые отношения  между центральным и местными уровнями управления;

– разграничивают полномочия исполнительной и законодательной  ветвей власти в отношении государственных  финансов.

Кроме норм, записанных в  Конституции, для целей нормативного регулирования государственного финансового  управления может приниматься один закон или несколько законов, касающихся отдельных областей государственного финансового управления. Закон о  годовом бюджете, который также  включается в совокупность бюджетного законодательства, в первую очередь  служит целям получения разрешения со стороны законодательных органов  власти для выполнения программ правительства.

Контроль за совокупным уровнем  расходов, размером бюджетного дефицита и государственного долга является важнейшим направлением макроэкономической политики. На способность правительства  осуществлять такой контроль может  в большой степени повлиять бюджетное  законодательство. Это достигается  путем законодательного закрепления:

– распределения бюджетных  полномочий между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

– запрета внебюджетной или квазибюджетной деятельности правительства, которая ограничивает контроль и  снижает прозрачность бюджетных  процедур;

– ограничения бюджетного дефицита, государственного долга и  заимствований с целью использования  законодательства в качестве инструмента  обеспечения макроэкономического  контроля.

В Российской Федерации было принято решение создать единый законодательный акт, который стал бы методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, включая ежегодное, и регламентировал бы всю гамму бюджетных отношений. 31 июля 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, устанавливает основания и виды ответственности за бюджетные правонарушения. После введения в действие БК РФ 1 января 2000 г. многие ранее принятые бюджетные законы либо утратили силу, либо применяются в части, не противоречащей БК РФ.

В БК РФ определен круг бюджетных  правоотношений, т.е. отношений, возникающих  между субъектами бюджетного права  в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и  исполнения бюджетов, контроля за исполнением  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, а также бюджетов государственных  внебюджетных фондов; осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. В бюджетное  законодательство включается не только сам БК РФ, но и два типа нормативных  правовых актов: долгосрочного действия, регулирующих отдельные вопросы  бюджетных правоотношений, и ежегодных  – о бюджете на очередной финансовый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и при этом Современная  бюджетная система России имеет  почти вековую историю и послужила  прообразом современной бюджетной  системы Российской Федерации. Этапы  становления и история бюджетной  системы страны были связаны с  историческими этапами нашего государства.

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства  основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный  бюджет.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами  строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Подводя итог рассмотрению вопроса о бюджете и бюджетной  системе России во все ее времена, нельзя не заметить, что структура  данной системы на прямую зависит  от того, в какое время ее рассматривать.

С течением времени меняется власть и люди во главе нее, следовательно  и будет меняться сама бюджетная  система. Также много других факторов, которые влияют на ее изменение, таких  как стоимость денег, государственный  строй, менталитет людей, уровень жизни  населения и др. Но не смотря ни на что, люди, стоящие у власти, создающие  саму бюджетную систему, в первую очередь, должны думать о благополучии своего народа, о высоком уровне жизни людей и благополучии государства, которым они управляют.

Тем самым, они должны делать все возможное для правильного  развития, искать наиболее эффективные  пути, которые будут способствовать развитию бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Государственные и муниципальные  финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687 с.

2. Герасименко Н.В. Правовое  регулирование деятельности органов  местного самоуправления в бюджетно-налоговой  сфере //Законодательство и экономика.2005. 4.

3. Дадашев А.З., Черник  Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2007

4. Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики  /Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело  и сервис, 2006. 832 с.

5. Поляк Г.Б. Бюджетная  система России. - М.:ЮНИТИ-Дана, 2008. - 550 с.

6. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации 2011 г.

7. Постатейный комментарий  к Бюджетному кодексу Российской  Федерации /Под ред. А.Н. Козырина.

8. Романовский М.В., Врублевская  О.В. Бюджетная система Российской  Федерации. - М.: Юрайт, 2008. - 615 с.

9. Финансы: Учебник для  вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 527 с.

10. Бюджетная система Российской  Федерации. Александров И.М., 2-е  изд. - М.: Дашков и К, 2007. — 486 с.

11. Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Проспект, 2009. – 24с.

2 Финансы и кредит: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: Кнорус, 2008. – 32с


Информация о работе История и развитие бюджетной системы Российской Федерации