Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации
1.3 Становление и развитие бюджетной системы РФ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика современных межбюджетных отношений в Российской Федерации
2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
2.3 Анализ управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы современной бюджетной политики в России
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие бюджетной системы российской федерации
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
1.1 Организационно-правовые
основы бюджетной системы РФ
1.2 Принципы
бюджетного устройства в
1.3 Становление и развитие бюджетной системы РФ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика
современных межбюджетных отношений
в Российской Федерации
2.2 Анализ управления
доходами бюджетов различных уровней
бюджетной системы
2.3 Анализ
управления расходами бюджетов различных
уровней бюджетной системы
3 ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Проблемы современной бюджетной политики в России
3.2 Направления
совершенствования бюджетной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С усложнением экономических
В финансовую политику в ее широком понимании часто включают бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Однако, исходя из специфики финансовых отношений, она имеет только 2 элемента: бюджетную и налоговую политику.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания. Это обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации.
Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, темпы роста объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.
Актуальность темы исследования. Значимость
избранной темы определяется процессами,
происходящими в мировой и
российской экономике, а также в
экономической науке. В конце 1990-х
годов начала набирать силу тенденция
к расширению государственного вмешательства
в экономическую деятельность, которая
окончательно оформилась десятилетие
спустя. Международный финансовый кризис,
начавшийся в России в 2008 году, дал
толчок к резкому ускорению данного
процесса, что потребовало серьезного
внимания к повышению эффективности
использования бюджетных
Таким образом, в условиях тяжелейшего финансово-экономического кризиса наша страна, в особенности, нуждается в нахождении эффективных путей и методов совершенствования бюджетной политики, способных стабилизировать ситуацию в национальной экономике и ускорить процесс перехода к устойчивому экономическому росту.
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Организационно-правовые орсновы бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
На бюджетное устройство страны оказывает серьезное влияние государственное устройство.
При федеративном устройстве выделяют три уровня: государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в бюджетную систему страны включаются три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
2) бюджеты субъектов РФ и
3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; а также бюджеты городских и сельских поселений.
Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.
Таким образом, в бюджетной системе
концентрируется часть
Государственные бюджеты (на уровнях
РФ и субъектов Федерации) и местные
бюджеты утверждаются соответствующими
представительными органами власти.
В результате бюджет приобретает
определенную правовую форму. Федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ
разрабатываются и утверждаются
в форме соответствующих
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет
собой основной финансовый план государства,
через который мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для последующего
их перераспределения и
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Местный бюджет (или бюджет муниципального
образования) представляет собой форму
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает
в себя федеральный бюджет РФ и
консолидированные бюджеты
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
Принцип единства бюджетной системы
Российской Федерации означает единство
бюджетного законодательства Российской
Федерации, принципов организации
и функционирования бюджетной системы
Российской Федерации, форм бюджетной
документации и бюджетной отчетности,
бюджетной классификации
Информация о работе Развитие бюджетной системы российской федерации