Развитие бюджетной системы российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации
1.3 Становление и развитие бюджетной системы РФ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика современных межбюджетных отношений в Российской Федерации
2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
2.3 Анализ управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы современной бюджетной политики в России
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Развитие бюджетной системы российской федерации.docx

— 124.06 Кб (Скачать документ)

Развитие  бюджетной системы российской федерации

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                         

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ                                                            

1.2 Принципы  бюджетного устройства в Российской  Федерации                    

1.3 Становление  и развитие бюджетной системы  РФ

2 ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

2.1 Характеристика современных  межбюджетных отношений в Российской Федерации                                                                                                             

2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   

2.3 Анализ  управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы                                                                                                                   

3 ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

3.1 Проблемы  современной бюджетной политики в России

3.2 Направления  совершенствования бюджетной политики                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ               

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                         

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С усложнением экономических отношений, в общественной жизни все большую  роль начинает играть государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

В финансовую политику в ее широком  понимании часто включают бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Однако, исходя из специфики  финансовых отношений, она имеет  только 2 элемента: бюджетную и налоговую  политику.

Бюджетная политика в России постоянно  находится в центре общественного  внимания. Это обусловлено как  местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой  она регулярно подвергается со стороны  различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых  экспертов, международных организаций, средств массовой информации.

Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики  страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Эффективная бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют  активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, темпы роста объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.

Актуальность темы исследования. Значимость избранной темы определяется процессами, происходящими в мировой и  российской экономике, а также в  экономической науке. В конце 1990-х  годов начала набирать силу тенденция  к расширению государственного вмешательства  в экономическую деятельность, которая  окончательно оформилась десятилетие  спустя. Международный финансовый кризис, начавшийся в России в 2008 году, дал  толчок к резкому ускорению данного  процесса, что потребовало серьезного внимания к повышению эффективности  использования бюджетных ресурсов.

Таким образом, в условиях тяжелейшего  финансово-экономического кризиса  наша страна, в особенности, нуждается  в нахождении эффективных путей  и методов совершенствования  бюджетной политики, способных стабилизировать  ситуацию в национальной экономике  и ускорить процесс перехода к  устойчивому экономическому росту.

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
  • определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
  • выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
  • определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

1.1 Организационно-правовые орсновы бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной  системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

На бюджетное устройство страны оказывает серьезное влияние  государственное устройство.

При федеративном устройстве выделяют три уровня: государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в бюджетную систему страны включаются три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; а также бюджеты городских и сельских поселений.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в  связи с таким государственным  устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди  основных целей региональной политики определены следующие: создание единого  экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Таким образом, в бюджетной системе  концентрируется часть национального  дохода, которая направляется на потребности  общего значения: экономические и  социальные программы, обеспечение  обороны и безопасности страны.

Государственные бюджеты (на уровнях  РФ и субъектов Федерации) и местные  бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает  определенную правовую форму. Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты - в форме  правовых актов представительных органов  местного самоуправления, как правило - решений, таким образом, получив  правовую форму, бюджет приобретает  и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок  времени определяются права и  обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований  на получение, распределение и использование  средств.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования  для реализации целей государственной  политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе  РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч  местных бюджетов, среди которых  районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет, объединяя все бюджетные  показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и  федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и  свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации

 

Бюджетная система Российской Федерации  основана на принципах:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  6. сбалансированности бюджета;
  7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. прозрачности (открытости);
  10. достоверности бюджета;
  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
  12. подведомственности расходов бюджетов;
  13. единства кассы.

Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, форм бюджетной  документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной  системы Российской Федерации, санкций  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок  установления и исполнения расходных  обязательств, формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления  бюджетной отчетности бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации и  бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Развитие бюджетной системы российской федерации