Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа
Задачами работы являются:
1)проследить развитие финансовой системы от времён СССР и до нашего времени
2)охарактеризовать финансовую систему РФ.
3) рассмотреть перспективы развития финансовой системы РФ на ближайшее будущее и пути её выхода из экономического кризиса.
Введение. 2
Глава I. История развития финансовой системы РФ
1.1. Понятие и формирование финансовой системы. 3
1.2. Особенности развития финансовой системы в СССР. 5
1.3.Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.) 11
1.4. Структура Российской финансовой системы. 20
Глава II. Развитие финансовой системы РФ в период кризиса
2.1. Перспективы развития российской финансовой системы. 26
2.2.Антикризисные меры для банковского сектора. 30
2.3. Создание международного финансового центра. 34
Заключение. 36
Список используемой литературы: 38
Приложение. 39
Среди мер по совершенствованию
системы финансирования работ по
науке и технике и
Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.
Девяностые годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.
Коренная перестройка
Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.
В 1990-ые годы в России
возрождается национальный страховой
рынок. В условиях административно-командной
системы действовала
Переход к рыночной экономике
вызвал необходимость поэтапной
трансформации финансового
Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Механизм сдерживания роста цен отсутствовал, а платежные средства жестко регулировались государством. Сдерживание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Например, в 1992 г. кредитные вложения возросли в 6 раз, а оптовые цены - в 34 раза. Неадекватный рост кредита повысил на него спрос, вызвал развитие спекулятивных операций. Следствием этого стал непрерывный рост процентных ставок. Центральный банк РФ увеличил ставку рефинансирования за первое полугодие 1992 г. в 10 раз. В свою очередь коммерческие банки повысили цену за кредит и ограничили срок его предоставления. В практику вошло установление месячных процентных ставок и возможность их помесячного изменения4.
Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности.
Значительный урон экономике был нанесен курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на денежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты.
Предприятия, испытывающие дефицит оборотных средств, сворачивали производство. Нарушались хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда и падению уровня жизни населения.
В 1992 г. Центральный банк
РФ (ЦБ) выделял коммерческим банкам
кредитные ресурсы для
В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.
В октябре 1993 г. достигла беспрецедентного в мировой практике уровня банковская ставка рефинансирования, дойдя до отметки 210%. Она продержалась до конца апреля 1994 г., после чего появилась тенденция ее снижения.
Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской - 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.
С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями.
Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.
Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.
Финансовая и денежно-
С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда - 30%.
Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Производительность труда составила 62% к уровню 1991 г. На ее динамику оказывали воздействие снижение эффективности использования оборудования и низкие темпы роста фондовооруженности.
Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, отсутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем государственного финансирования. Объем производственного инвестирования в 1995 г. составил 26-27% к уровню 1991 г.
В 1995 г. имела место дальнейшая децентрализация источников финансирования капитальных вложений. Удельный вес бюджетных средств, направленных на финансирование капитальных вложений, сократился с 26% в 1994 г. до 23% в 1995 г. На долю предприятий, организаций негосударственного сектора приходилось 67% от общего объема капитальных вложений5.
Проведена переоценка основных фондов. Стоимость основных фондов по результатам переоценки возросла в 2,7 раза.
Основное место в общем обороте всех фондовых ценностей занимали операции с ценными бумагами, а в структуре операций с ценными бумагами преобладали операции с облигациями органов государственной власти и управления. На их долю приходилось 99,1% оборота.
В 1995 г. приватизировано более 10 тыс. предприятий, а с начала приватизации - более 122 тыс. По итогам проведенных в конце 1995 г. аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии были реализованы пакеты акций 18 акционерных обществ, включая «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «ЛУКойл», «Сиданко», «ЮКОС», «Сибнефть».
Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.
В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях концентрации собственности в центральных компаниях.
1996 г. в целом характеризовался
снижением инфляции, стабилизацией
рубля, предотвращением тенденц
Структурные изменения проходили в условиях низкой инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за 1991 - 1996 гг. сократился на 2/3. На предприятия негосударственного сектора экономики приходилось 76% всех освоенных инвестиций. Удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников, составил 19% в общем объеме инвестиций, в том числе из федерального бюджета - 9,2%. Изменилась отраслевая структура производственных инвестиций. Увеличилась доля средств, направляемых в электроэнергетику, топливную промышленность, транспорт. На реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий использовано 47% объема инвестиций производственного назначения, доля нового строительства составила 36%, расширения действующих производств - 12%. Доля затрат на непроизводственное строительство увеличилась с 31% в 1991 г. до 40% в 1996 г. Резко сокращались расходы на развитие социально-культурной сферы.
Накопленный иностранный капитал в экономике России составил на 1 января 1997 г. 13,5 млрд. долл. США, из которых 50% составляют прямые инвестиции. За 1996 г. прирост иностранных инвестиций составил 6,5 млрд. долл. США.
Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций - это торговые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.
За 1996 г. совместные и иностранные предприятия экспортировали товаров на сумму 5,7 млрд. долл. США, что составляет 6,6% от общего объема экспорта России. Более 50% экспорта приходилось на Великобританию, Словакию, Германию, Белоруссию, США, Бельгию, Китай, Японию. В общем объеме экспорта преобладают топливно-энергетические ресурсы.
Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удельный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%.
Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора. Активно функционировал межбанковский валютный рынок
В 1996 г. наблюдалось снижение доходности государственных ценных бумаг и уменьшение стоимости заимствования.
В 1996 г. финансовое положение основных отраслей экономики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы прибыли.
Наряду с изменением структуры источников пополнения оборотных средств произошло сокращение ликвидных активов за счет роста дебиторской задолженности. Доля денежных средств снизилась с 14% в 1992 г. до 3% на конец 1996 г., дебиторская задолженность возросла с 45 до 52%.
В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по отраслям.
В 1996 г. была продолжена работа
по совершенствованию российского
законодательства. Была принята серия
указов Президента РФ, касающихся урегулирования
накопленной задолженности
В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности.
Было отменено взимание
пеней с задолженности
Организациям, обладающим правом на выпуск облигационных займов и имеющим непогашенную задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставлялась возможность осуществить эмиссию облигаций, обеспеченных залогом их имущества или обязательствами третьих лиц. Было дано разрешение Минфину РФ принимать эти облигации в зачет части задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с их реализацией на фондовом рынке.