История развития финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

Задачами работы являются:
1)проследить развитие финансовой системы от времён СССР и до нашего времени
2)охарактеризовать финансовую систему РФ.
3) рассмотреть перспективы развития финансовой системы РФ на ближайшее будущее и пути её выхода из экономического кризиса.

Содержание

Введение. 2
Глава I. История развития финансовой системы РФ
1.1. Понятие и формирование финансовой системы. 3
1.2. Особенности развития финансовой системы в СССР. 5
1.3.Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.) 11
1.4. Структура Российской финансовой системы. 20
Глава II. Развитие финансовой системы РФ в период кризиса
2.1. Перспективы развития российской финансовой системы. 26
2.2.Антикризисные меры для банковского сектора. 30
2.3. Создание международного финансового центра. 34
Заключение. 36
Список используемой литературы: 38
Приложение. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены:

• контроль за полным и  своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;

• контроль за своевременным  финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

В связи с обострением  финансовой ситуации была создана Временная  чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы.

В связи с продолжавшимся спадом производства и неплатежами  на протяжении всего 1996 г. принимались меры по повышению собираемости налогов и своевременности выплат заработной платы, пенсий, пособий.

В 1996 г. в целях обеспечения  национальных интересов РФ была разработана  государственная стратегия экономической  безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен  и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП  производилось в негосударственном  секторе.

Основное содержание государственного финансового регулирования в 1997 г. - ремонетизация экономики, подготовка и начало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономической сфере - сокращение процентных ставок до 20-25%, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе - обеспечение оживления производства6.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне.

Важнейшая задача - снижение дефицита государственного бюджета. Эту проблему предполагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а следовательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджетной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также задача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. - 5,0%.

Постепенно сокращалось субсидирование. Его уровень составлял около 1/10 ВВП.

Одна из важных задач - обеспечение  целевого использования бюджетных  средств путем установления жесткого контроля на всех стадиях бюджетного процесса и введения ответственности бюджетополучателей за целевое расходование бюджетных ассигнований. На это был направлен переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему.

В целях концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и обеспечения полноты  финансирования предусмотренных в  бюджете мероприятий производилось сокращение количества федеральных целевых программ.

Основные направления  реформирования в области государственных и муниципальных финансов на 1999 г. были разработаны в соответствии с целями и задачами экономической политики государства, определенными с учетом мер по преодолению последствий финансового кризиса, ресурсного обеспечения предусмотренных мероприятий, а также реализации приоритетных направлений в области расходования бюджетных средств.

Социально-экономическое  развитие РФ в 1999 г. было направлено в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата за счет использования льгот при налогообложении прибыли, направляемой на инвестиционные цели, прекращение спекулятивных операций на рынке государственного долга, приводящих к оттоку капиталов от реального сектора экономики и высоким процентным ставкам по кредитам банков.

1.4. Структура Российской финансовой системы.

 

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности (См.Приложение Рис.2). Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации  в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами  предприятий. С одной стороны, главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой — процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков7.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать8.

Государственное регулирование  экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и . др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа9.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды  — это средства Федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Необходимость использования  государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны10.

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль за состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается  на Счетную палату РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий  различных форм собственности, являясь  основой единой финансовой системы  страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

Информация о работе История развития финансовой системы РФ