История развития финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

Задачами работы являются:
1)проследить развитие финансовой системы от времён СССР и до нашего времени
2)охарактеризовать финансовую систему РФ.
3) рассмотреть перспективы развития финансовой системы РФ на ближайшее будущее и пути её выхода из экономического кризиса.

Содержание

Введение. 2
Глава I. История развития финансовой системы РФ
1.1. Понятие и формирование финансовой системы. 3
1.2. Особенности развития финансовой системы в СССР. 5
1.3.Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.) 11
1.4. Структура Российской финансовой системы. 20
Глава II. Развитие финансовой системы РФ в период кризиса
2.1. Перспективы развития российской финансовой системы. 26
2.2.Антикризисные меры для банковского сектора. 30
2.3. Создание международного финансового центра. 34
Заключение. 36
Список используемой литературы: 38
Приложение. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

В условиях рыночной экономики  на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

Глава II. Развитие финансовой системы РФ в период кризиса.

    1. Перспективы развития российской финансовой системы.

 

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) и др.

В среднесрочной перспективе в Российской Федерации планируется увеличить объем трансфертов населению через внебюджетные фонды РФ.

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Программа пенсионной реформы  РФ, в долгосрочной перспективе предусматривает  переход от настоящей распределительной  системы к смешанной системе  пенсионного обеспечения.

«Переход на новые  принципы позволит построить самодостаточную  и устойчивую пенсионную систему  на долгосрочную перспективу, существенно  увеличить размеры пенсий нашим  гражданам при разумном уровне налоговой  нагрузки на экономику», - сказал Владимир Путин.

Помимо прошедших в  этом году индексаций базовой части  трудовой пенсии, социальной пенсии с 1 марта на 8,7% и страховой части  трудовой пенсии по старости на 17,5%, в  течение года пенсии россиян будут  повышены еще два раза. 1 августа  на 7,5% внепланово будет вновь проиндексирована страховая часть трудовой пенсии, а базовая часть трудовой пенсии и социальная пенсия 1 декабря будут проиндексированы на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза11.

Фонд  социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования  РФ ощутил влияние финансового кризиса, связанное с сокращением производства, переходом ряда предприятий на неполный рабочий день, задержками по выплате заработной платы, ростом безработицы, уже в конце прошлого года. Снизились на 8,3 млрд. руб. доходы бюджета Фонда, текущий дефицит средств в части обязательного социального страхования составил 33,3 млрд. руб. Бюджет 2008 года удалось сбалансировать за счет остатков средств. 12

В связи  с изменившейся экономической ситуацией  были внесены корректировки в  бюджет Фонда на 2009 год. Законопроект о внесении изменений в бюджет Фонда на 2009 год уже принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. В нем предусмотрено снижение доходов бюджета Фонда на 2009 год на 30,1 млрд. рублей (на 15%) и расходов на 33,1 млрд. рублей (на 7,4%). В целом доходы составят 415,0 млрд. рублей, расходы 414,1 млрд. рублей. Такое изменение доходов и расходов бюджета Фонда вызвано снижением макроэкономического прогноза по фонду заработной платы на 17%. Ближайшая задача заключается во взятии курса на реформу социального страхования.

Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998 г. произошло лишь в 2002 г. - основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Однако состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, предъявляет уже новые, более высокие требования к российской банковской системе и финансовым рынкам - с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты (средне- и долгосрочные) предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.

Утверждена  Стратегия развития финансового  рынка РФ на период до 2020 года. В Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов.

Главной целью является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра. Наличие такого центра - один из важнейших признаков конкурентоспособности экономики страны, роста ее влияния в мире, обязательное условие экономического суверенитета. Необходимо создать более привлекательный режим налогообложения на российском финансовом рынке по сравнению с налоговыми режимами, существующими в странах, где действуют конкурирующие финансовые центры13.

В целом развитие банковского  сектора сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:

•  рост зависимости  отечественных банков от внешних  источников финансирования - внешний  долг банков на конец сентября 2008 г. (без участия в капитале) составил 198,2 млрд дол.4, т. е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы;

•  сохранение низкого  уровня капитализации банков.

Ипотечный кризис 2007 г. в  США затруднил доступ к международным  финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.

Катализатором кризиса  российской финансовой системы стало  обострение мирового финансового кризиса  осенью 2008 г. В сентябре 2008 г. произошло  одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО, обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных бумагах. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.

К счастью, эффективные  и слаженные действия Правительства  и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.

Тем не менее, ряд мер  имел и оборотную сторону. Очевидно, что привилегированные условия  предоставления помощи государственным  банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств госу­дарственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера - беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков.

Между тем общее состояние  экономики страны продолжает оставаться сложным. Из-за кардинального снижения внешнего спроса на основные экспортные товары России резко уменьшилась доходная часть государственного бюджета, произошло сокращение денежной массы и соответствующее резкое снижение внутреннего спроса. Международные резервы сократились с рекордных 598,1 млрд дол. на начало августа 2008 г. до 386,5 млрд дол. к концу января 2009 г.5. Продолжается рост инфляции. Кризис охватил не только финансовый сектор, но и всю экономику России.

2.2.Антикризисные меры для банковского сектора.

 

Срочные антикризисные  меры принимались Правительством и  Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

Пакет антикризисных  мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.

1.  Монетарные меры

Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля  к бивалютной корзине соответствует  расчетному уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие.

Основная задача государства  сейчас - подтвердить твердые намерения  по поддержанию адекватного курса  рубля и обеспечить его стабильность.

Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8-10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков. В противном случае мы можем получить и высокую инфляцию и сведем к минимуму внутренний спрос и экономическую активность в реальном секторе. Снижение ставки центральными банками во время кризиса является стандартной мировой практикой.

2.  Повышение капитализации  банковской системы

Мерами в данном направлении  могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3.  Консолидация банковского сектора

Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы  и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных  производителей. В данном направлении  положительную роль может сыграть  механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

4.  Формирование базы  пассивов банков за счет источников  внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

•  обеспечение предсказуемости  условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

•  увеличение размера  гарантий по вкладам физических лиц  как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

•  страхование средств  юридических лиц в банках;

•  законодательное  закрепление возможности открытия безотзывных вкладов - данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

•  предоставление муниципальным  образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать  свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

•  обеспечение участия  пенсионных накоплений в фондировании банков.

5.  Расширение спектра  государственных гарантий

Государственные гарантии - одно из важнейших направлений  укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

•  поддержки внутреннего  спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров  длительного пользования (посредством  субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

•  включения 30-50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса  на конкурсной основе под гарантии государства;

•  покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

В специальной поддержке  нуждается Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) как  организация, отвечающая за стимулирование первичного спроса. От работы Агентства во многом зависит существование ипотечного рынка, а значит, и строительной отрасли в целом. Представляется необходимым увеличить капитал АИЖК на 60 млрд руб. (в дополнение к 66 млрд руб., выделенным в 2008 г.).

Агентство по страхованию вкладов сейчас выполняет важные функции по обеспечению стабильности депозитной базы и осуществляет поддержку санации банковской системы. Следует, на наш взгляд, увеличить капитал АСВ на 100 млрд руб. (в дополнение к выделенным средствам в размере 266 млрд руб.).

Информация о работе История развития финансовой системы РФ