Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:34, реферат
Рынок ценных бумаг аккумулировал денежные накопления российских промышленников, купцов, банков, государства, обычных граждан и направлял эти вложения в производственную (строительство железных дорог, предприятий в сфере добывающих и перерабатывающих отраслей, отраслей машиностроения и торговли) и непроизводственную (например, финансирование обороны) сферы.
В 1820—1822 гг. Россия получила два внешних кредита. В конце 20-х годов XIX века Министерство финансов приложило максимум энергии для усиления сбора налогов с целью увеличения доходов бюджета государства. Первоначально, как и в других странах, развитие операций с ценными бумагами на Санкт-Петербургской товарной бирже было связано с возникновением и ростом государственного долга. В 30-х годах XIX века на ней впервые появились акции акционерных обществ. Дальнейшее расширение данной группы операций происходило в зависимости от роста государственного долга в облигационной форме и числа акционерных предприятий. На провинциальных биржах операции с акциями и облигациями появились в небольших объемах значительно позже.
С.182 7 г. в России начинается развитие акционерного дела; акции постепенно поступают на биржу и делаются объектом биржевой торговли. В 1836 г. были запрещены как на бирже, так и вне ее покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по определенной цене. Однако операции со сделками на срок не были прекращены, но велись нелегально — либо вне официальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. И в том, и в другом случае сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржа же лишалась одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг. И без этого на российском фондовом рынке котировка ценных бумаг была не на высоте. А ведь фиксируемый в котировочных бюллетенях биржевой курс ценных бумаг уже в то время имел большое значение. Именно он обычно принимался за основу при расчетах по покупке и продаже этих бумаг; с его помощью определяли цену акций, паев и облигаций при разного рода тяжбах, а также при их залоге.
Как правило, некотирующиеся бумаги не принимались в залог для получения ссуд в банках. Ввиду удобств, которые сообщало ценным бумагам их включение в биржевой бюллетень, котирующиеся бумаги при прочих равных условиях имели больший спрос и стоили дороже. И, наконец, по биржевой цене бумаги значились в балансах и отчетах предприятий; с ее учетом устанавливались цены дополнительных выпусков акций и паев; по ней судили о кредитоспособности фирмы. Неудовлетворительная постановка самой котировки ценных бумаг была, в частности, следствием того, что в котировочных биржевых бюллетенях учитывались не все биржевые сделки, а лишь сделки на наличные. Котировка не охватывала и значительную часть сделок которая осуществлялась либо на бирже, но помимо маклера, либо вне биржи, в основном через банки.
В 1831 году был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного казначейства. Их номинал составлял 250 ассигнационных рублей. В обращение они поступали крупными партиями (сериями), поэтому стали полуофициально называться «сериями». Билеты давали право на получение дохода из расчета 4,32% годовых. Срок погашения наступал через 4 года. Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера. В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.
В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года «Об устройстве денежной системы». Целью этой реформы были введение новых принципов организаций денежной системы и устранение из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства. В связи с этим манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращен. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3 руб. 30 коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков — государственные кредитные билеты.
Денежная
реформа явилась импульсом
К концу царствования Николая I (к 01.01.1855 г.) государственный долг Российской Империи складывался из внешних и внутренних облигационных займов в сумме 330 млн рублей и заимствований кредитных ресурсов из казенных банков в объеме 437 млн рублей, выпущенных билетов Государственного казначейства на сумму 75 млн рублей. Величина процентного долга достигла 842 млн рублей. Это в 4 раза превышало его величину к концу царствования Александра I. Беспроцентный государственный долг по выпущенным кредитным билетам составил 356 млн рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил млн рублей серебром. Таким образом, почти за столетний период (с 60-х годов XVIII века до середины 50-х годов XIX века) государственный кредит проделал значительную эволюцию. За этот период задолженность государства росла высокими темпами, но российское правительство принимало меры по совершенствованию организации государственного кредита. Постепенно государство стало использовать более сложные, чем принудительные, добровольные формы кредита. Это были внешние и внутренние займы в виде размещения процентных долговых ценных бумаг.
Государство убедилось, что возможности получения принудительных беспроцентных кредитов небезграничны и чреваты для престижа правительства и устойчивости денежного обращения. Поэтому в первой половине XIX века оно сознательно изменило соотношение между процентным и беспроцентным государственным долгом. Удельный вес платных кредитов за этот период возрос более чем в 3 раза.
Рынок капиталов медленно, но постепенно развивался. И капиталы стали вкладываться в ценные бумаги, выпускаемые правительством, а к середине 50-х годов XIX века — в первые государственные займы производительного характера, которые стали предвестниками крупных железнодорожных займов второй половины XIX века. Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом. Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом обороте.
В 1861 году Российская Империя сделала серьезный шаг. Манифестом Императора Александра II было отменено крепостное право. Так как крестьяне получили личную свободу, то получил развитие наемный труд. Наряду с отменой крепостного права Российское правительство сняло ограничения на частную предпринимательскую деятельность. Постепенно, стала формироваться многоукладная экономика, стали развиваться рыночные отношения. В связи с быстрым увеличением числа акционерных обществ, прежде всего железнодорожных предприятий и акционерных банков, расширением выпусков облигаций государственных займов, роль существовавших в стране бирж существенно возросла. На них начала более активно развиваться торговля ценными бумагами. В конце 60-х годов на Санкт-Петербургской бирже отмечалась настоящая биржевая горячка. Рост курса акций стал питательной почвой для развития биржевой спекуляции. Закон 1836 г., запрещавший сделки на срок, не устрашал спекулянтов. Ажиотажная горячка, естественно, закончилась резким падением искусственно вздутых цен и первым в России биржевым кризисом. Небезынтересно, что биржевой ажиотаж и последовавший за ним кризис известный российский специалист по фондовым операциям И.И, Левин назвал «своего рода признаком совершеннолетия». Правда, этот кризис можно было бы определить и как «внебиржевой», поскольку его причиной явились операции по взвинчиванию цен на акции и другие бумаги нескольких молодых людей, обосновавшихся и заключавших сделки в отеле Демута российской столицы.
Раньше на рынке ценных бумаг было почти исключительное господство государственных облигаций и небольшое количество негосударственных ценных бумаг акций страховых обществ. Но с развитием рыночных отношений в экономике Российской Империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе и рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Уровень предполагаемых доходов по ним был выше, чем проценты по вкладам, которые выплачивали казенные банки. Кроме того, многие иностранные предприниматели хотели вкладывать капиталы в экономику России, причем в конкретные доходные акционерные общества. Все это приводило к отливу вкладов из казенных банков. В итоге прежний дореформенный рынок капиталов феодального типа прекратил свое существование. Он сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нем определило рыночную цену использования денежных капиталов.
Это
вызвало необходимость
Собрание
биржевых деятелей, производивших торговлю
процентными бумагами и акциями,
созванное в 1869 г. по указанию министерства
финансов, единогласно высказалось
в поддержку легализации
Хотя в июле 1893 г. вышеупомянутое ограничительное правило было отменено и был издан закон, запрещавший заключение сделки на срок только в отношении золотой валюты, на практике закон был понят как запрещение названных сделок со всякими ценностями. Несмотря на то, что сделки эти и совершались, в действительности их всячески скрывали. Подобную ситуацию не следует истолковывать как присущую России самобытность. Русская биржевая техника в своем развитии шла теми же путями, что и западноевропейская.
Следующим новшеством в сфере внешнего, а отчасти и внутреннего, государственного долга стали так называемые «золотые займы», облигации которых выпускались в конце XIX века. Эти долговые обязательства предназначались для рынков капиталов во Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынков Российской Империи. Эмиссия этих ценных бумаг преследовала две цели. Часть их использовалась для конверсии - замены ранее выпущенных облигаций внешних займов. Другую часть новых облигаций предполагалось использовать для покрытия дефицита бюджета, получения иностранной валюты, разменной на золото, то есть для увеличения золотого запаса государства. Его накопление требовалось Российскому правительству для проведения денежной реформы.
Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объемы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надежного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют: французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов.
Таким образом, золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита — рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6% -ной непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались «свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту». Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты путем их покупки на бирже или путем конверсионных операций. В свою очередь, располагая услугами биржи, каждый владелец ренты считал, что он как кредитор являлся «бессрочным», то есть в любой момент мог получить обратно вложенный капитал.