История рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:34, реферат

Описание

Рынок ценных бумаг аккумулировал денежные накопления российских промышленников, купцов, банков, государства, обычных граждан и направлял эти вложения в производственную (строительство железных дорог, предприятий в сфере добывающих и перерабатывающих отраслей, отраслей машиностроения и торговли) и непроизводственную (например, финансирование обороны) сферы.

Работа состоит из  1 файл

История рынка ценных бумаг.docx

— 82.78 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, в рентной форме займов нашли оптимальный вариант для своих отношений кредиторы — обладатели свободных капиталов и заемщик — государство. Кроме того, в этот период продолжалась эмиссия кредитных билетов и выпуск обычных облигаций 4%-ных внутренних займов. Результатом мер, проведенных в период подготовки к денежной реформе 1895—1897 гг., явилось улучшение финансового положения России, но в целом государственный бюджет оставался дефицитным. После завершения реформы у Российского правительства и Министерства финансов отпала необходимость в золотых займах. Основой денежной системы Российской Империи стал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Это вызвало еще больший прилив иностранного капитала. Зарубежные инвесторы получили возможность извлекать прибыль на вложенный капитал в устойчивой валюте — конвертируемом российском рубле.

  Со  второй половины 1898 года, вследствие войн США с Испанией, в Южной Африке, событиями на Дальнем Востоке, положение  денежных рынков Западной Европы изменилось к худшему. Положение на рынке  капиталов стало кризисным. Рыночные курсы валют российских ценных бумаг  начали падать. В самой России денежный кризис, начавшийся летом 1899 года, также повлиял на падение курса многих ценных бумаг. Вслед за ним разразился кризис промышленный. За три года кризиса закрылось до трех тысяч предприятий.

  На  некоторых других биржах проводилась  самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально ни них осуществлялись лишь подписка на новые выпуски частных ценных бумаг, покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих банков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же паями и акциями на срок могла вестись лишь нелегально. Сделки на срок не охранялись законом, а это делало их рискованными. В результате всего этого, биржи лишались одной из своих важнейших операций, и в итоге страдала котировка ценных бумаг. Поэтому в марте 1883 года были утверждены первые «Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже, которые охватывали исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 года. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности, торговли ценными бумагами. Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно правилами каждой биржи.

  Крупнейшей  биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой  торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 г. и первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.

  Кроме столичных бирж операции с фондовыми  ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.

  Согласно  правилам биржевая публика фондового  отдела состояла из:

  • действительных членов;
  • постоянных посетителей;
  • гостей.

  Кроме того, фондовый отдел посещался представителями  Министерства финансов, как для осуществления  надзора, так и для осуществления  сделок с фондами и валютой  за счет государственного банка и государственного казначейства.

  Действительными членами могли быть только представители банков, банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.

  В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.

  Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов, уплачивали за каждое посещение цо рублю и были лишены права заключать сделки.

  Все остальные могли совершать сделки путем открытия специального (онкольного) счета в банке, на который клиент вносил средства для покупки ценных бумаг (не менее 100 руб.), при этом банк мог закупить бумаг на сумму, в 5—8 раз большую вложенных средств.

  Купленные на деньги клиента бумаги оставались в банке в залог, он получал  по ним дивиденды и распоряжался ими по своему усмотрению. На деньги, вложенные на онкольные счета, клиенту начислялись установленные проценты, а за сумму, на которую банк кредитовал своего клиента, купив для него ценные бумаги, брал до 8% годовых.

  Эта система обслуживания клиентов была выгодна банкам, т.к. давала возможность  обогащаться за счет мелких инвесторов.

  Покупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному сроку по определенной цене были запрещены.

  Несмотря  на то что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.

  Высшим  органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.

  Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ценных бумаг к котировке.

  Фондовые  маклеры назначались Министерством  финансов по представлению Совета фондового  отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счет, они выступали только посредниками. Для получения должности маклер должен был удовлетворять определенным нравственным критериям и внести залог 1500 руб. По сделкам с ценными бумагами маклер получал вознаграждение в размере 0,1% по сделкам с фондами с обеих сторон, с иностранных переводных векселей — 0,1% со стороны продавца; по внутренним учетным векселям от 1/ 32 до 18% в зависимости от срока векселя с той и другой сго- роны сделки.

  О всех совершаемых сделках маклеры  обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в «Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».

  К 1892 году на Санкт-Петербургской бирже  котировались уже акции 32 акционерных  обществ и облигации 5 компаний. Котировка  частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, группы акционеров или банка.

Акции вновь образовавшихся компаний допускались  к котировке в 1890-х гг. только при наличии подтверждения сбора всей суммы капитала. Кроме того, существовало ограничение допуска к котировке акций тех акционерных обществ, капитал которых был менее 500 тыс. руб.

  В 1893—1899 гг. Санкт-Петербургская биржа  впервые начала использоваться в качестве важного механизма, обеспечивавшего финансирование промышленности. Благодаря посредничеству биржи отечественные и иностранные капиталы устремились в дивидендные бумаги — акции акционерных обществ и, прежде всего, промышленных предприятий. Конверсия облигаций государственных займов и начавшееся промышленное оживление привели к развитию биржевой спекуляции 1894— 1895 гг. На Санкт-Петербургской бирже был отмечен ажиотаж, которого не было с 60-х годов. Только за один 1899 год на бирже появились акции новых 36 акционерных обществ с капиталом в 91,8 млн руб. Рыночная цена акций заводов возросла в несколько раз. Акции коммерческих банков, которые меньше подвергались биржевой спекуляции, поднялись в цене на 50-70 и даже на 100%.

  До 1885 г. Министерство финансов не принимало  никаких заявлений об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги мог доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому ценные именные бумаги считались более надежными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой. Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать. Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения, как на биржевом, так и уличном рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки погашения в 39 и 49 лет, а иногда и больше.

  В XIX в. — начале XX в. акции и облигации  частных обществ не стали играть такой же большой роли в фондовом обороте России, как на биржах стран Запада. Именно поэтому многие исследователи окрестили российскую биржу «рынком государственного кредита». Так, на облигации государственных займов вместе с акциями железных дорог России (формально независимые железнодорожные компании контролировались правительством, которое гарантировало минимальный дивиденд по их акциям) в 1900 г. приходилось 3/4 оборота фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, а к 1913 г.— уже 4/5. Интересные данные приводятся в «Банковой энциклопедии» о количестве государственных ценных бумаг, находящихся а обращении на 1 января 1862 г. и 1 января 1900 г. Соответственно их сумма составляла 1,362 млн руб. и 6,233 млн руб. Начавшийся в 60-е годы XIX в. период бурного развития промышленной и торговой деятельности привел к возрастанию роли и значения бирж, увеличивался и расширялся оборот биржевых сделок.

  Стал  вопрос о необходимости пересмотра биржевого законодательства, принятого в основном в период, когда обороты с акциями и облигациями составляли лишь незначительный процент биржевых сделок. И, как отмечали составители уже цитируемой выше «Банковой энциклопедии», в 1900 г. была проведена биржевая реформа, которая имела большое значение для государства как владельца железных дорог и эмитента государственных займов и облигаций государственных земельных банков. Какова же суть этой реформы? За несколько лет до биржевой реформы 1900 г. началась подготовительная работа, которая была нацелена на общее преобразование всех бирж в России. Первоначально была поставлена задача выработать идеальный биржевой устав, содержащий правила, годные для бирж различных местностей и определяющие в целом порядок биржевой торговли как товарной, так и фондовой. Однако различный характер фондовой и товарной торговли, а также неодинаковые условия биржевой торговли на российских биржах, расположенных в центре и далекой провинции, вынудили комиссию по подготовке биржевого закона отказаться от коренного пересмотра биржевого законодательства и ограничиться подготовкой «Положения об образовании на Санкт- Петербургской бирже фондового отдела». На основании этого нормативного акта и была проведена реформа 1900 г., которая свелась к образованию первого в России фондового отдела при столичной бирже.

  Таким образом, вместо планируемой общей  биржевой реформы была проведена частичная реформа лишь одной отрасли биржевой деятельности, а именно — торговли валютой и ценными бумагами. «Ввиду же того, что в этой отрасли биржевой деятельности преобладающее положение принадлежит С.-Петербургской бирже,- признано было на первое время достаточным внести соответственное преобразование в устав С.-Петербургской биржи с тем, чтобы впоследствии постепенно распространить это преобразование и на прочие биржи».

  Практически биржевая реформа 1900 г. свелась к  созданию фондового отдела в составе С.-Петербургской биржи. В отличие от всех российских бирж (в том числе и С.-Петербургской), которые в порядке надзора были подчинены министерству торговли и промышленности по отделу торговли, фондовый отдел С.-Петербургской биржи подчинялся министерству финансов по Особенной канцелярии по кредитной части.

  «Положение  об образовании на Санкт-Петербургской  бирже фондового отдела от 27 июля 1900 г.» было принято в административном, а не в законодательном порядке. Но еще более важно, говорится там далее, что «основанием отдела уничтожался строй, сложившийся исторически, в угоду стремлениям власти вмешиваться непосредственно в сферу экономической жизни. Возложив по «Положению 1900 года» всю работу на совет отдела (общее собрание производит только выборы в совет отдела, а также рассматривает и утверждает сметы доходов и расходов отдела и отчеты об их исполнении), министерство финансов оставило за собой право и в будущем изменять, состав совета по своему усмотрению. Министр финансов утверждал постановления, связанные с установлением дней и часов работы отдела, с подготовкой и изданием правил о порядке заключения биржевых сделок, с составлением и публикацией инструкций для фондовых маклеров по ведению книг, с определением таксы вознаграждения фондовых маклеров и др. Несмотря на то что в ведении совета находились вопросы, связанные с рассмотрением споров, которые возникали при заключении и исполнении биржевых сделок, а также вопросы допуска к котировке ценных бумаг, министерство финансов имело возможность энергичного вмешательства в деятельность совета по рассмотрению и принятию решений о допущении бумаг к котировке. Формально постановления совета фондового отдела о допущении ценных бумаг к котировке считались окончательными, тем не менее, представителям министерства было предоставлено право принесения протеста министру финансов на постановления совета. До рассмотрения протеста исполнение постановления Совета приостанавливалось.

Информация о работе История рынка ценных бумаг