История, современность и перспективы развития Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования работы является:

Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Изучить литературу и источники по данной проблематике;
Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;
Исследовать нынешнее состояние ЕС в современном мире;
Рассмотреть экономическое и политическое состояние Европейского Союза в современный период времени;
Выявить основные внешнеэкономические и другие проблемы Европейского Союза;
Показать перспективы функционирования ЕС в дальнейшем.

Содержание

Введение 3
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС…………………………………………………………………………………………………6
1.1 Исторический аспект образования ЕС……………………………………………… 6
1.2 Нормативно-правовые акты ЕС……………………………………………………..11
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС………………………………………………………………………………………………..17
2.1 Положение ЕС в современном мире………………………………………………..17
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС………………………………………25
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза..…………………………………………32
3.1 Проблемы Европейского Союза.…………………………………...……………….32
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза..…………………………35
3.3 Перспективы Европейского Союза..…………..……………………………………38
4. Взаимодействие Европейского Союза и России.…………..……………………………...41
Заключение……………………………………………………………………………………...46
Список литературы..……………………………………………………………………………50
Приложение А…...……………………………………………………………………………...52
Приложение Б…………………………………………………………………………………..53
Приложение В…………………………………………………………………………………..54
Приложение Г…………………………………………………………………………………..55
Приложение Д…………………………………………………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.ФИНАНСЫ.doc

— 526.00 Кб (Скачать документ)

    Европейское экономическое сообщество 1957г. и  Европейское сообщество по атомной  энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г.

    Римский договор 1957г. знаменует собой появление  европейского права. Сам характер этого договора декларативный, поскольку в нем отмечено:

    • солидарность с бывшими колониальными странами;
    • призыв к участию в европейской интеграции. [15.c.50]

    4. Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г.

    Знаменовала о появление соглашения о первом сотрудничестве в Европе. Основные положения сессии:

    • улучшение взаимопонимания между членами ЕС;
    • согласование их точек зрения;
    • выработка согласования подхода к решению международных проблем.

    В 1970 году, на Люксембургской сессии министров иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении полномочий между национальными правительствами и руководящими органами Сообщества. [6.c.27]

    5. Маастрихтский договор 1992г. — договор об экономическом и валютном союзе (ЕВС), заключенный в 1992 г. в голландском городе Маастрихте государствами — членами Европейского Союза (ЕС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия. Процесс валютно-экономической интеграции был разбит на три этапа. Их выполнение постепенно, по мере создания необходимых институтов и процедур, подготовило экономические и валютные системы этих стран к введению единой европейской валюты евро и созданию Европейского Центрального банка.

    В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жесткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6%, дефицит государственного бюджета - 3%, а общего государственного долга — 60% валового внутреннего продукта (ВВП). Зафиксированы также допустимые пределы колебаний долгосрочных ставок процента и валютных курсов. Трудный процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции сопровождался во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться (ниже 10%), что свидетельствовало о том, что адаптация в значительной мере произошла.

    Основные  положения Маастрихтского договора в 1992г.:

    • структурирование общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ);
    • защита общих интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами и уставом ООН;
    • развитие международного сотрудничества.[3.c.1]

    6. Амстердамский договор 1997 г. Самым важным шагом в развитии Европейского права за последние годы является подписание Амстердамского договора в октябре 1997 года. Изменения, введенные Амстердамским договором, усилили позицию Европейского Парламента. Амстердамский Договор в целом заменил процедуру сотрудничества, а также, до определенной степени, консультативную процедуру и согласительную процедуру процедурой совместного принятия решений. Амстердамский договор осознал параллельность между голосованием квалифицированным большинством и процедурой совместного принятия решений. Процедура совместного принятия решений становится общим правилом для всех вопросов, решающихся квалифицированным большинством, а иногда она предусмотрена для вопросов, решающихся Советом единогласно.

    Амстердамский договор усилил роль Европейского Парламента в назначении председателя Комиссии. Амстердамский договор несколько  изменил полномочия Суда. Амстердамский договор знаменует важный шаг в процессе европейской интеграции.

    В целом, Амстердамский договор 1997г. расширил и конкретизировал механизмы  осуществления общей внешней  политики и политики безопасности (ОВПБ), согласно которому она охватывает все  области внешней политики и политики безопасности путем:

    • определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
    • принятия решений по общей стратегии;
    • усиления систематического сотрудничества между государствами- 
      членами в проведении их политики.

    Механизм  ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

    Для принятия решений о совместных действиях  и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

    В процессе осуществления ОВПБ проявились ряд негативных факторов:

    • Отсутствие политической воли у членов ЕС;
    • Трудности с налаживанием механизма принятия решений;
    • Скудные бюджетные ресурсы на внешнюю политику (1%).[4.c.1]

    7. Ниццский договор (2000г.) Ниццский договор 2000г. стал стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

    • внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
    • принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
    • формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

    Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается  в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.

    Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие  направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического сектора с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. (См. Приложение № А) [5.c.1]

    Таким образом, нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют: Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), является частью Парижского договора 1951г.,Европейское экономическое  сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г., Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г., знаменовала о появлении соглашения о первом сотрудничестве в Европе, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г.

 

     2 Современное положение  Европейского Союза  и организационная  структура ЕС, Право  ЕС 

    2.1 Положение Европейского  Союза в современном  мире 

    Европе́йский  сою́з (Евросою́з) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.[11.c.78]

    ЕС  является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. ( См. Приложение В).

    В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и  Тихоокеанского бассейна, к числу  которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

    В ЕС входят 27 государств-членов с общей  численностью населения 499 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.[23.c.174]

    1 января 1993г. официально начал  функционировать Единый европейский  рынок, ликвидировавший практически  все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.[12.c.262]

    Выполнение  целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

    Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

    Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными  целями экономической интеграции можно  выделить:

  • гармоническое развитие экономических институтов;
  • стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;
  • повышение уровня жизни;
  • высокий уровень занятости;
  • экономическая и валютная стабильность.

Информация о работе История, современность и перспективы развития Европейского союза