История, современность и перспективы развития Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования работы является:

Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Изучить литературу и источники по данной проблематике;
Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;
Исследовать нынешнее состояние ЕС в современном мире;
Рассмотреть экономическое и политическое состояние Европейского Союза в современный период времени;
Выявить основные внешнеэкономические и другие проблемы Европейского Союза;
Показать перспективы функционирования ЕС в дальнейшем.

Содержание

Введение 3
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС…………………………………………………………………………………………………6
1.1 Исторический аспект образования ЕС……………………………………………… 6
1.2 Нормативно-правовые акты ЕС……………………………………………………..11
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС………………………………………………………………………………………………..17
2.1 Положение ЕС в современном мире………………………………………………..17
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС………………………………………25
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза..…………………………………………32
3.1 Проблемы Европейского Союза.…………………………………...……………….32
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза..…………………………35
3.3 Перспективы Европейского Союза..…………..……………………………………38
4. Взаимодействие Европейского Союза и России.…………..……………………………...41
Заключение……………………………………………………………………………………...46
Список литературы..……………………………………………………………………………50
Приложение А…...……………………………………………………………………………...52
Приложение Б…………………………………………………………………………………..53
Приложение В…………………………………………………………………………………..54
Приложение Г…………………………………………………………………………………..55
Приложение Д…………………………………………………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.ФИНАНСЫ.doc

— 526.00 Кб (Скачать документ)

    Взаимодействие  Европейского Союза  и России

     25 июня 1988 года было подписано соглашение  о торговле и сотрудничестве  между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

     Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через  формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического,
  • внутренней безопасности и правосудия,
  • внешней безопасности,
  • науки и образования.

     Идею  ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

     В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного  сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.[31]

     Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных  проблем.

     По  статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

     В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его  членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

     Россия  в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в  поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

     27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

     17 июля 2003 года глава Европейской  комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти  лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза.

     19 июня 2006 года постоянный представитель  РФ при Евросоюзе Владимир  Чижов заявил, что рано или  поздно, может быть, к 2008 году, РФ  и ЕС выйдут на безвизовый  режим.

     7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима.

     12 января 2010 года глава МИД председательствующей  в ЕС Испании Мигель Анхель  Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС.

     24 февраля 2010 года верховный представитель  ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима.

     12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание.

     31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных  дел Сергея Лаврова, российская  сторона намерена сделать вопрос  о безвизовом режиме ключевым  на саммите в Ростове-на-Дону.

     1 июня 2010 года российская делегация  на саммите в Ростове-на-Дону  передала представителям Евросоюза  проект соглашения об отмене  виз: по нему поездки к друзьям  и родственникам и недолгие  туры в Европу могут стать  безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.

     21 июля 2010 года во время встречи  Дмитрия Медведева с президентом  Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введение безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

     23 июля 2010 года премьер-министр Италии  Сильвио Берлускони во время  визита президента РФ Дмитрия  Медведева в Италию обозначил  трудности с отменой визового  режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе.

     13 сентября 2010 года Сергей Лавров  резко заявил, что ЕС безо всяких  на то оснований затягивает  с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений».[32]

     25 сентября 2010 года Лавров сообщил,  что Дмитрий Медведев передал  главе Еврокомиссии Баррозу и  председателю Европейского совета  ван Ромпею проект соглашения  об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.

     Единое экономическое пространство

     На  российско-германско-французском саммите  в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.

     25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположится на территории от Владивостока до Лиссабона[14]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

     Проблемы

     В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

     Что касается вопросов внутренней и внешней  безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

     С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

     Новым объектом критики с сентября 2004 стали  предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

     Претензии России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
  • попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
 

     Претензии ЕС к России касаются:

  • нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
  • сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
  • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
  • взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Информация о работе История, современность и перспективы развития Европейского союза