Эмиссия ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение механизма, обеспечивающего управление капиталом в процессе эмиссий.
Для достижения данной цели в настоящей работе были поставлены и решены следующие задачи:
Проведен анализ классификации и видов эмиссий.
Изучен процесс эмиссии акций и облигаций на примере ОАО «ГАЗПРОМ».
Прокомментировано государственное регулирование эмиссии ценных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 631.61 Кб (Скачать документ)

       - деловая репутация, квалифицированный  менеджмент, наличие внутренней  организационной структуры для  выполнения функций андеррайтера, оценки и резюме.

       Анализ  российского банковского сектора  выявил характерные экономические  и технологические особенности, препятствующие его интеграции в мировое сообщество, в том числе и с функциями андеррайтера: тенденция к политизации банковского и фондового бизнеса; малая доля на рынке ценных бумаг реального частного капитала, принадлежащего физическим лицам; технологические особенности, связанные с отсутствием единых, общероссийских классификаторов операций, технологий банков и бирж; несоответствие существующих форм бухгалтерского учета и финансовой отчетности стандартам международной финансово-статистической отчетности.

       Принципиальной  тенденцией российского рынка ценных бумаг станет процесс синдицирования банков-андеррайтеров, что привлечет  новых инвесторов, повысит ликвидность  займа, в конечном счете, снизит стоимость  заимствований для эмитента. Масштабный заем возможен только с участием синдиката  андеррайтеров. Следует учитывать  особенности, определяющие способы  формирования синдикатов банков для  выполнения функций андеррайтера, возможные  вариации совмещения андеррайтером  функций других участников.

       Проведенный анализ отечественной практики андеррайтинга  определил, что целесообразен вариант, когда эмитент назначает андеррайтера-организатора с функцией  полной ответственности  за размещение ценных бумаг. Ведущий  андеррайтер способен оценить возможности  и ресурсы каждого участника  синдиката, сформировать его в оптимальном  составе.

       В зависимости от модели займа, операционной способности банков-андеррайтеров  эмиссионный синдикат для российской практики будет оптимален при  двухуровневой, трехуровневой и  четырехуровневой схеме, что показано в диссертации.

       Перспективной моделью в условиях российского  рынка представляется схема четырехуровневого  эмиссионного синдиката, предназначенного для масштабного андеррайтинга, создаваемого из банков и финансовых кампаний высокой группы надежности и капитализации. При этом варианте дополнительно включаются соведущие  андеррайтеры (соменеджеры) (рис. 3).

       Опыт  фондовых рынков стран Европейского союза, где в синдикатах банков выделяются функциональные группы по покупке и  группы по продаже ценных бумаг, нехарактерен для российского рынка, следует рассматривать каждого андеррайтера в синдикате как единую функциональную единицу с ответственностью за конечный результат. Положителен европейский опыт выделения в синдикате привилегированных и непривилегированных членов синдиката, отличающихся объемами взятых обязательств и, следовательно, уровнем ценовой скидки, получаемой при выкупе ценных бумаг у эмитента.

       Как показало исследование, практический опыт реализации ценных бумаг выявил отдельные противоречия во взаимодействии участников эмиссионного процесса, что  приводит к конфликтам, борьба финансовых интересов выходит за рамки конструктивности и корректности, проект не реализуется. В целях исключения указанных  явлений в диссертации сделана  попытка уточнения ролей участников эмиссионного процесса на основе анализа  их прав, обязанностей, масштабов выполняемых  практических действий по каждому блоку  эмиссии.

       

       Рисунок 3. Схема четырехуровневого эмиссионного синдиката 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Законодательство  в отдельную группу обособляет эмиссионные  ценные бумаги, составляющие основу рынка  ценных бумаг.

       Рынок ценных бумаг -  это сектор экономики, включающий два взаимосвязанных компонента: эмиссию и обращение ценных бумаг.

       Естественное  развитие российского рынка ценных бумаг прервалось в годы советской  власти, с начала 30-х гг. он фактически отсутствовал в нашей стране. Его  воссоздание, проходившее в условиях агрессивно-наступательной рекламы  и отсутствия опыта «общения»  с ценными бумагами у населения, да и у самих организаторов  рынка, привело к образованию  многочисленных криминальных организаций, всяких «пирамид» типа «МММ», «Русский дом Селенга», «Чара» и т. п. Тем  самым уже в самом начале у  общественного мнения сложилась  устойчивая негативная оценка новых  финансовых структур, недоверие к  ценным бумагам как институту  рыночной экономики.

       В основе рынка ценных бумаг лежат  эмиссионные ценные бумаги. Они бывают в документарной и бездокументарной форме.

       Документарная — это форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается  на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата  ценных бумаг или в случае депонирования  такового на основании записи по счету  депо.

       При бездокументарной форме владелец устанавливается  на основании записи в системе  ведения реестра владельцев ценных бумаг, на основании записи по счету  депо.

       В качестве эмиссионной может выступать  любая ценная бумага, в том числе  бездокументарная, которая одновременно характеризуется следующими признаками:        1. Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка.

       2. Размещается.

       3. Имеет равные объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

       Эмитентами  могут быть: юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

       Эмитент от своего имени несет обязательства  перед владельцами ценных бумаг  по осуществлению прав, закрепленных ими (владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности  или ином вещном праве).

       Процедура эмиссии включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о  выпуске эмиссионных ценных бумаг  — документа, содержащего данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой;

       1. Регистрация выпуска эмиссионных  ценных бумаг, в том числе  подготовка проспекта эмиссии.

       2.  Изготовление (для документарной  формы выпуска) сертификатов ценных  бумаг - выпускаемых эмитентом документов, удостоверяющих совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг и служащих основанием для владельца ценных бумаг требовать от эмитента исполнения его обязательств.

       3. Размещение эмиссионных ценных  бумаг (их отчуждение эмитентом  первым владельцам путем заключения  гражданско-правовых сделок).

       4. Регистрация отчета об итогах  выпуска эмиссионных ценных бумаг.

       Особенно  значим второй этап — регистрация  эмиссии, позволяющая не допустить  на рынок сомнительных партнеров.

       Между тем по  каждому выпуску  эмиссионных  ценных  бумаг должно быть зарегистрировано отдельное решение о нем, а бумаги, не прошедшие регистрацию, не подлежат размещению. Все ценные бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.

       Обращение ценных бумаг выражается в заключении гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности  на ценные бумаги от первичных к  вторичным и последующим владельцам. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к ее приобретателю с момента перехода права на эту ценную бумагу. Эмиссионные ценные бумаги, в отличие от других ценных бумаг, могут быть только именными и на предъявителя. Именные — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требует идентификации владельца. Переход прав на именную эмиссионную ценную бумагу должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или депозитария, или номинального держателя ценной бумаги. Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам производится по предъявлении их владельцем или его доверенным лицом.

       Становление, развитие и функционирование рынка  ценных бумаг в первую очередь  определяются профессиональными участниками  этого рынка.

       Государственная регистрация выпусков эмиссионных  ценных бумаг осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по рынку  ценных бумаг или иным регистрирующим органом.

       Регистрирующий  орган определяет порядок ведения  реестра и ведет реестр эмиссионных  ценных бумаг, содержащий информацию о  зарегистрированных им выпусках эмиссионных  ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом  исполнительной власти по рынку ценных бумаг.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

       Нормативно  – правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994, в ред. от 18.12.2006 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2007 г.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996, в ред. от 30.12.2006 г.
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», в ред. от 17.05.2007 г.
  4. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в ред. от 27.07.2006, с изм. от 19.12.2006 г.
  5. Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа».
  6. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998, в ред. от 18.07.2005, с изм. от 19.12.2006 г.
  7. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром».
  8. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994г. № 1931 «О реализации акций Российского акционерного общества «Газпром»
  9. Указ Президента РФ от 26 марта 1996 г. № 399 «О продлении срока закрепления в федеральной собственности акций Российского акционерного общества «Газпром»
  10. Указ Президента РФ от 10 августа 1998г. № 943 «Об условиях продажи акций открытого акционерного общества «Газпром»
  11. Распоряжение Президента РФ от 26 января 1993г. № 58-рп “О Совете директоров Российского акционерного общества «Газпром»
  12. Распоряжение Президента РФ от 17 февраля 1993г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром»

       Учебные пособия

  1. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: Введение в фондовые операции. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 328 с.
  2. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: ИНФРА-М , 2009. – 432 с.
  3. «Биржевое дело» под редакцией Галанова В.А., Басова А.И., 2001г.
  4. Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. – М., Юриспруденция, 2008. – 190 с.
  5. Кудряшов В.П. Финансы. Учебное пособие/ Херсон: К – 88 Олди - плюс, 2010. – 981 с.
  6. Миркин Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок».  М., Перспектива, 2007. – 283 с.
  7. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты: Учебное пособие. / Под ред. В. С. Торкановского. - СПб.: АО «Комплект», 2009. – 186 с.

       Дополнительная  литература

  1. НДФЛ по операциям с ценными бумагами. «Аудит и налогообложение», 2010, № 3
  2. Новации в регулировании первичного публичного размещения акций. Н.В. Елизарова, Н.М. Коршунов. «Юрист», 2010, № 31
  3. Официальный сайт в Интернет: www.gazprom.ru
  4. Право акционеров на дивиденды. И.А. Кондракова. «Гражданское право», 2010, № 2.
  5. Рынок корпоративных акций: всплеск первичных размещений при  отсутствии вторичной торговли// Рынок ценных бумаг №4, 2010
  6. Самостоятельно разработанные приложения по материалам официального сайта
  7. Храпченко Э. «Корпоративные облигации: текущая ситуация и перспективы развития»// Рынок ценных бумаг №4, 2010.
 
 

       ПРИЛОЖЕНИЕ А

       Классификация видов андеррайтинга

Вид  
андеррайтинга
Положительные и  
отрицательные признаки
Характеристика  
вида андеррайтинга
1. Андеррайтинг на основе твердых  (фиксированных) обязательств. Положительные признаки для эмитента: условия для  полного размещения ценных бумаг  по лучшим ценам и в наиболее короткие сроки. Андеррайтер: возрастание рисков и финансовых потерь. Принятие андеррайтером  обязательств по полной или частичной  реализации ценных бумаг эмитента за свой счет на согласованных с эмитентом  условиях по цене и количеству ценных бумаг.
2. Андеррайтинг выпуска ценных  бумаг «на базе лучших усилий». Положительный признак для андеррайтера: андеррайтер  не несет финансовой ответственности  по полному размещению; для эмитента: возрастание рисков неполного размещения ценных бумаг. Деятельность  андеррайтера по совершению сделок с  ценными бумагами от имени и за счет эмитента, или от своего имени, но за счет эмитента, которая не сопровождается принятием андеррайтером обязательств по выкупу ценных бумаг.
3. Конкурентный андеррайтинг Выбор эмитентом  андеррайтера на конкурсной основе ориентируясь на лучшие ценовые условия, в том  числе комиссионные условия. Оптимизация  финансовых расходов. Предусматривает участие в андеррайтинге на конкурентных условиях нескольких андеррайтеров  на индивидуальных условиях.
4. Неконкурентный андеррайтинг. Положительные признаки для эмитента: устойчивые бизнес-партнерские отношения, «прозрачность» финансовых сделок.

Отрицательные признаки: негарантированная оптимизация  финансовых расходов.

Выбор эмитентом  андеррайтера на основе устойчивых бизнес-отношений  и корпоративных деловых контактов.
5. Андеррайтинг с авансированием  эмитента. Положительные признаки для эмитента: возможность  кредитования расходов по организации  и размещению ценных бумаг, выход  на рынок.

Андеррайтер: входит в деловые отношения с  эмитентом с перспективой дальнейших корпоративных контактов.

Эмитент предварительно получает кредит у банка-андеррайтера под его погашение из финансовых средств, поступающих от размещения его ценных бумаг.
6. Андеррайтинг без авансирования  эмитента. Положительные признаки: сохранение эмитентом и  андеррайтером независимых финансовых условий. Стандартный вид  андеррайтинга на российском рынке.
7. Андеррайтинг на условиях «все  или ничего». Весьма положителен  для эмитента; критический и форс-мажорный для андеррайтера. Основные условия  этого вида андеррайтинга – если андеррайтер не обеспечил размещение всей эмиссии соглашение по андеррайтингу  прекращается с соответствующими санкциями  к андеррайтеру.
8. Андеррайтинг с использованием  режима переговорных сделок. Признаки, привлекательные  для эмитента:
  • наличие финансовой и административной ответственности за нарушение правил сделок;
  • гарантии сделок, сроки расчетов;
  • гарантии биржи на условиях «поставки против платежа».

Андеррайтер: вводит в торги безадресную заявку на продажу; вправе заключить сделку, отклонить заявку, выставить встречную  заявку с другими условиями.

Этот вид  андеррайтинга целесообразен при  заранее определенной цене ценной бумаги.

Сделки  заключаются по цене не ниже цены размещения.

9. Андеррайтинг – размещение ценных  бумаг через торговую площадку  – биржу. Андеррайтер и  эмитент получают преимущества:
  • использование биржевой инфраструктуры, быстрые и надежные расчеты по результатам сделок;
  • более широкий круг инвесторов за счет использования биржевых инвестиционных каналов;
  • использование андеррайтером отработанных биржевых стандартов процедур размещения ценных бумаг.
Данный вид  андеррайтинга способствует повышению  рейтинга эмитента, формированию вторичного рынка бумаг данного эмитента, росту его капитализации.
10. Андеррайтинг – размещение ценных  бумаг вне торговой системы  с контролем по денежным средствам. Исключает риски  неоплаты произведенных сделок. Способствует  отбору надежных покупателей инвесторов ценных бумаг.

Информация о работе Эмиссия ценных бумаг