Казначейская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 03:08, реферат

Описание

Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

Содержание

Введение
1 .Правовые основы деятельности органов Федерального казначейства.
1.1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность органов Федерального казначейства.
2.Правовые основы участия Федерального казначейства в управлении государственными финансами
2.1. Правовые основы участия Федерального казначейства в процессе составления федерального бюджета
2.2 Права и обязанности Федерального казначейства на стадии исполнения федерального бюджета
3. Правовые основы совершения органами федерального казначейства контрольных, учетных и отчетных процедур
3.1 Требования к системе внутреннего контроля
3.3 Отчетность об исполнении бюджета
4 Источники

Работа состоит из  1 файл

казначейская система.docx

— 51.00 Кб (Скачать документ)

В группу полномочий по кассовому обслуживанию исполнения доходов федерального бюджета входят следующие полномочия органов федерального казначейства:

регистрация всех операций, связанных с поступлениями в  федеральный бюджет (абз. 1 ст. 243, абз.1 ст. 256 Бюджетного кодекса);

перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета (абз.2 ст.245 Бюджетного кодекса);

распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов (абз. 3 ст. 245 Бюджетного кодекса);

возврат излишне уплаченных сумм доходов (абз. 4 ст. 245 Бюджетного кодекса).

Статьей 9 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2003 год» установлено, что  в целях обеспечения полноты  контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации региональные и местные  налоги и сборы, являющиеся источниками  формирования доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка со счета органа федерального казначейства. Аналогичная статья (номер 10) включена в федеральный закон о федеральном бюджете на 2004 год.

В группу полномочий по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета по расходам входят следующие полномочия органов федерального казначейства:

регистрация всех операций, связанных с санкционированием  и финансированием расходов федерального бюджета (абз. 1 ст. 243, абз. 1 ст. 243 Бюджетного кодекса);

регулирование объемов и  сроков принятия бюджетных обязательств (абз. 1 ст. 243 Бюджетного кодекса);

осуществление платежей от имени  получателей средств федерального бюджета (абз. 1 ст. 243 Бюджетного кодекса).

Санкционирование расходов федерального бюджета, как это определено в ст. 247 Бюджетного кодекса, включает:

утверждением и доведение  бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов  и расходов распорядителям средств  федерального бюджета и бюджетным  учреждениям;

утверждение и доведение  до распорядителей и получателей  средств федерального бюджета лимитов  бюджетных обязательств;

принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета;

подтверждение денежных обязательств федерального бюджета, а именно: проверка соответствия составленных платежных  и иных документов, необходимых для  совершения расхода, на соответствие требованиям  Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных  учреждений и доведенным лимитам  бюджетных обязательств и совершение разрешительной надписи на право  осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 251 Бюджетного кодекса).

В условиях АС ФК предполагается, что лимиты бюджетных обязательств могут устанавливаться получателям  бюджетных средств на год и  более, с указанием срока начала действия. Платежи в соответствии с бюджетными обязательствами будут  осуществляться на основе заявок на кассовый расход. В случае возникновения необходимости  ограничения кассовых расходов может  быть использован механизм  кассовых ограничений. Такая схема санкционирования расходов федерального бюджета потребует  внесения изменений в бюджетное  законодательство.

Возможности автоматизированной системы позволят осуществлять как  краткосрочное, так и среднесрочное  прогнозирование поступлений в  бюджеты и платежей. В качестве законодательной поддержки потребуется  дополнить бюджетные полномочия органов исполнительной власти и  местного самоуправления, установленные  в Бюджетном кодексе, кассовым планированием  бюджетов.

Внедрение механизма кассового  планирования позволит определять периоды  превышения поступлений бюджетных  средств над их выплатами и, таким  образом, определять объемы и сроки  временно свободных бюджетных средств. 

В группу организационно-вспомогательных полномочий входят следующие полномочия органов федерального казначейства:

открытие и закрытие счетов федерального бюджета, предназначенных  для зачисления и выдачи средств, в Центральном банке РФ и его  учреждениях на местах, иных банках и финансово-кредитных учреждениях, определение и изменение их режима (ст. 244 Бюджетного кодекса, подп. а) п. 12 Положения о федеральном казначействе);

открытие лицевых счетов бюджетных средств в едином учетном  регистре Федерального казначейства для  каждого главного распорядителя, распорядителя  и получателя средств федерального бюджета (п. 1 ст. 254 Бюджетного кодекса).

Дополнение принципов  бюджетной системы РФ, установленных  статьей 5 Бюджетного кодекса, принципом  ведомственности доходов потребует  изменения статуса лицевого счета  бюджетных средств. В статье 254 «Лицевые счета бюджетных средств» Бюджетного кодекса предусмотрено использование  лицевых счетов только для исполнения федерального бюджета по расходам. Необходимо расширить сферу применения лицевых счетов, включив их использования  для целей исполнения федерального бюджета по доходам. Также через систему лицевых счетов должно происходить доведение через органы федерального казначейства ЛБО, кассовых ограничений, осуществление внутриказначейских расчетов и сверок. Через отдельные лицевые счета должны производиться расчеты между бюджетами.

Статьей 96.1 «Стабилизационный  фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса определено, что Стабилизационный фонд является частью федерального бюджета, образующейся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой  на нефть, подлежащая обособленному  учету, управлению и использованию. В соответствии со статьей 96.5 «Учет и отчетность по операциям со средствами Стабилизационного фонда» операции со средствами Стабилизационного фонда должны отражаться на отдельных счетах федерального казначейства, открытых в Центральном банке. Операции со средствами  Стабилизационного фонда должны также отражаться на отдельном лицевом счете, что необходимо предусмотреть в статье 254 «Лицевые счета бюджетных средств» Бюджетного кодекса.

Полагаем, что действующие  нормы Бюджетного кодекса в части  полномочий органов федерального казначейства в процессе исполнения бюджета должны быть дополнены и изложены в новой  редакции, чтобы учесть изменения  в полномочиях органов федерального казначейства. Конкретные полномочия органов федерального казначейства на стадии исполнения бюджета должны быть  детализированы в новой  редакции  Положении о федеральном  казначействе исходя из разграничения  функций органов федерального казначейства. Такая правовая регламентация послужит надлежащей правовой основой для  нормативного обеспечения работы органов  федерального казначейства.

Требования к изменению/дополнению нормативного обеспечения работы органов  федерального казначейства на стадии исполнения бюджета сформулированы в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 Формализации требований к изменению/дополнению нормативной базы для работы органов  ФК по исполнению бюджетов в условиях АС ФК.

 

Федеральное казначейство является участником бюджетного процесса субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований как орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов в предусмотренных  Бюджетным кодексом случаях, а именно:

при исполнении бюджетов субъектов  Российской Федерации, получающих финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной  обеспеченности, когда заключение соглашения с органами федерального казначейства об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации является обязательным (п. 1 ст. 134 Бюджетного кодекса);

в иных случаях, когда субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования заключают соглашения с Федеральным казначейством  соответственно о кассовом обслуживании (исполнении) бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (ст. 168 Бюджетного кодекса);

при исполнении бюджетов закрытых административно-территориальных образований (п. 2 ст. 142 Бюджетного кодекса).

Согласно ст. 168 Бюджетного кодекса права и обязанности  органов федерального казначейства как участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  не отличаются от прав и обязанностей органов федерального казначейства как участников бюджетного процесса на федеральном уровне. При кассовом обслуживании органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов полномочия органов федерального казначейства распространяются на организации (включая  кредитные организации), осуществляющие операции со средствами бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета. Фактически, в силу принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного  в ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса, полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации (органов федерального казначейства) по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются соглашениями, заключенными между нами.

 

 

 

 

 

 

3. Правовые основы совершения органами федерального казначейства контрольных, учетных и отчетных процедур

3.1 Требования к системе внутреннего контроля

Международный стандарт аудита «Оценка рисков и системы внутреннего  контроля» определяет систему внутреннего  контроля как политику и процедуры (средства внутреннего контроля), принятые руководством субъекта для оказания помощи в достижении целей руководства, направленных, насколько это практически  выполнимо, на упорядоченное и эффективное  ведение бизнеса, включая строгое  следование политике руководства, обеспечение  сохранности активов, предотвращение и обнаружение фактов мошенничества  и ошибок, точность и завершенность  бухгалтерских записей и своевременную подготовку достоверной финансовой информации.

Концепция внутреннего контроля, реализуемая органами федерального казначейства, должна включать в себя пять взаимосвязанных компонентов.

Контрольная среда – внутренняя атмосфера в органах федерального казначейства на всех уровнях (честность, следование этическим принципам, компетентность). Она состоит из философии управления, стиля управления, методов распределения  обязанностей и полномочий, организации  и развития персонала. Особое значение имеет государственный подход руководства  казначейства.

Оценка рисков – определение  и анализ актуальных для управления бюджетными средствами рисков по отношению  к достигаемым целям.

Контрольная деятельность –  процедуры, связанные с одобрением, санкционированием, проверкой, регулированием тех или иных операций, сохранностью активов, распределением обязанностей.

Информация и коммуникации – информация должна своевременно передаваться уполномоченным сотрудникам, выполняющим соответствующие обязанности.

Мониторинг – внутренняя контрольная система, направленная на установление и поддержание качества функционирования системы внутреннего  контроля.

Таким образом, система внутреннего  контроля органов федерального казначейства должна включать:

достаточное для осуществления  процедур контроля количество компетентного  персонала;

разделение обязанностей и полномочий, направленное на предотвращение, выявление и коррекцию ошибок и/или нарушений;

установленные процедуры  контроля на стадиях предотвращения, выявления и коррекции ошибок и/или нарушений;

установленные процедуры  поступления информации и ее обработки в системе внутреннего контроля;

систему документирования операций и хранения документации;

установленные формы исходящей  информации и процедуры ее передачи по назначению;

систему контроля за соблюдением установленных процедур;

другие элементы, необходимые  для эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля должна решать следующие задачи:

Предотвращение ошибок и  нарушений (превентивный контроль). Процедуры  превентивного контроля должны предупреждать  появление возможных нарушений  и ошибок.

Выявление ошибок и нарушений (выявляющий контроль). Процедуры выявляющего  контроля должны быть направлены на оценку эффективности превентивного контроля и выявлять те ошибки и/или нарушения, которых невозможно избежать с помощью превентивного контроля и которые могут быть выявлены только по мере их возникновения.

Коррекция возникших и  выявленных нарушений (корректирующий контроль). Если система внутреннего  контроля не решает задачу коррекции  возникших и выявленных ошибок и/или нарушений, даже эффективная с точки зрения выявления ошибок и/или нарушений система контроля является бесполезной, так как ошибки и/или нарушения остаются неисправленными и возможно их повторение. Система внутреннего контроля должна обеспечить коррекцию имеющихся процедур контроля или создание новых процедур контроля для исправления выявленных ошибок и/или нарушений и предотвращения их повторения.

Организация системы внутреннего  контроля должна регламентироваться приказом Минфина РФ и распорядительными  документами ГУФК и территориальных  органов федерального казначейства.

Требования к изменению/дополнению нормативного обеспечения работы органов  федерального казначейства в части  организации системы внутреннего  контроля органов федерального казначейства на стадии исполнения бюджета сформулированы в пункте 13 Формализации требований к изменению/дополнению нормативной  базы для работы органов ФК по исполнению бюджетов в условиях АС ФК.

3.2Бухгалтерский учет исполнения бюджета

План счетов и Главная  книга

Ст. 240 Бюджетного кодекса  определяет понятие «бюджетный учет»  как учет доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. Данный учет организуется по единому плану  счетов бюджетного учета, устанавливаемому Правительством РФ.

Ст. 262 Бюджетного кодекса  определяет понятие «учет исполнения бюджета» как учет всех операций по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению  и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и  иные операции со средствами федерального бюджета федеральным казначейством  в соответствующих регистрах  учета. Федеральное казначейство устанавливает, организует и осуществляет единую методологию  учета исполнения федерального бюджета  на основе плана счетов.

Информация о работе Казначейская система