Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа
Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.
Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России……………………………………………………6
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..6
1.2. Общественные функции бюджета…………………………………………..9
1.3. Межбюджетные отношения………………………………………………..12
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм………………………………………………………………………19
2.1 Консолидированный бюджет……………………………………………….19
2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование…………...20
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….22
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….…..30
3. институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.
4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные
функции бюджета носят объективный
характер и имеют место в любой стране
мира, независимо от уровня развития демократических
институтов и характера государственной
экономической политики. Некоторые из
них могут противоречить друг другу. Например,
для успешной реализации контрольной
и информационной функции бюджет должен быть стабильным,
а регулирующая функция, наоборот, предполагает
его изменение в зависимости от текущих
условий социально-экономического развития.
Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами
политики государства, сложившимися традициями
и общественными предпочтениями, а также
рядом других факторов.
1.3. Межбюджетные отношения
Бюджет
— категория свойственная различным
отношениям. Его возникновение и
развитие связано с зарождением
и формированием государства. Государство
использует бюджет в качестве одного
из основных инструментов обеспечения
как непосредственно своей
Как
экономическая категория
Бюджет выполняет следующие задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
•
финансовое обеспечение бюджетной
сферы и осуществления
• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
В
основе процесса распределения расходов
и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
При распределении налоговых доходов1 по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
В
начале 2000 годов примерное распределение
средств между отдельными звеньями бюджетной
системы в Российской Федерации характеризовалось
следующими данными.
Таблица 1. – Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (в %)2
Вид бюджета | % |
Консолидированный
бюджет РФ
Федеральный бюджет РФ Консолидированные бюджеты субъектов РФ из них Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) Местные бюджеты в том числе Городские бюджеты Районные бюджеты Поселковые бюджеты Сельские бюджеты |
100
45-55 55-45 20-25 25-20 16-20 7,5-8 0,5-0,7 1-1,3 |
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные
доходы составляют меньшую часть
доходов территориальных
Для
финансового обеспечения
Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений3 определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
В случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.4
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.
Информация о работе Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура