Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа
Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.
Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России……………………………………………………6
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..6
1.2. Общественные функции бюджета…………………………………………..9
1.3. Межбюджетные отношения………………………………………………..12
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм………………………………………………………………………19
2.1 Консолидированный бюджет……………………………………………….19
2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование…………...20
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….22
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….…..30
Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:
1)
законодательном разграничении
полномочий между органами
2)
обеспечении органов власти
3)
обеспечении вертикального и
горизонтального выравнивания
4)
самостоятельности и
5)
организации межбюджетных
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации
Роль консолидированных бюджетов субъектов Федерации в бюджетной системе России весьма значительна – с их помощью в течение последних семи лет перераспределялось до 17% ВВП. Кроме того, в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации (включая внебюджетные фонды) они занимают ведущее место и их доля в доходах увеличилась за последние годы с 44% до 61%, а в расходах – возросла с 39% до 55%. Увеличение роли консолидированных бюджетов субъектов Федерации в расходах бюджетной системы происходило за эти годы постепенно и в целом отражала меры, предпринимаемые в рамках бюджетной политики, направленные на передачу основной массы расходных обязательств, за исключением расходов федерального значения, региональным бюджетам.
Таблица 2. - Доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации в 2000-06 гг.(в % ВВП)10
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Налоговые
доходы
Безвозмездные перечисления Доходы Расходы |
12,6 1,7 14,6 12,7 |
14,3 2,6 17,9 17,0 |
13,1 3,4 17,6 17,0 |
12,2 1,8 14,8 15,2 |
11,6 2,1 14,7 15,6 |
12,9 1,9 15,9 17,2 |
11,5 1,6 14,8 15,0 |
Таблица 3. - Доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации в 2000-06 гг.
(в % от
консолидированного бюджета РФ)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Налоговые
доходы
Доходы Расходы |
44%
44% 39% |
58%
53% 48% |
54%
53% 47% |
53%
54% 53% |
54%
58% 55% |
57%
60% 57% |
57%
61% 55% |
Заключение
Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.
Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако, оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.
Помимо
федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике
также используется понятие “консолидированный
бюджет”. Консолидированный
бюджет представляет
собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей
территории. В отличие от федерального
и региональных
бюджетов,
которые принимаются законодательно, консолидированный
бюджет законом
не является. Основная его функция – информационная.
Показатели доходов и расходов консолидированного
бюджета
используются при анализе экономической
политики, они позволяют рассчитать совокупную
налоговую нагрузку и ряд других сводных
показателей, характеризующих уровень
государственного вмешательства в экономику.
Нормативно-правовые
источники
2. Конституция РФ.
Периодические
издания
3.
Самохвалов А. Федеральный
4.
Сапилов Е.В. Государственные
органы управления финансами
России / Ин-т экономики РАН. Центр
информации. - М., 2008. - 162 с.
Учебники,
монографии, брошюры
5. Литовченко В.П., Соловьёв В.И. Финансы и кредит. Часть 1. Государственные финансы. Рабочая тетрадь студента / Под редакцией В.П. Литовченко. - М.: Национальный институт "Высшая школа управления", 2006. - 197 с.
6. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. - 135 с.
7. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. - Петрозаводск, 2007. - 118 с.
8. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учёта. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 126 с.
9. Балтина А.М., Волохина В.А. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2004. - 197 с.
10. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005 - 185 с.
11.Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. доц. И.Н. Юдиной. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. - 238 с.
12.Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 486 с.
13. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с.
14. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт-Издат, 2008. - 543 с.
15. Финансы и кредит. Под ред. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
16.
Богачева О. И. Становление российской
модели бюджетного федерализма // Вопросы
экономики. - 2005. - 8. - с. 30.
Электронные
ресурсы
www.gks.ru
Информация о работе Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура