Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание

Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание

Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России……………………………………………………6
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..6
1.2. Общественные функции бюджета…………………………………………..9
1.3. Межбюджетные отношения………………………………………………..12
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм………………………………………………………………………19
2.1 Консолидированный бюджет……………………………………………….19
2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование…………...20
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….22
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….…..30

Работа состоит из  1 файл

Консолидированный бюджет субъекта федерации сущность, функции, структура.docx

— 96.85 Кб (Скачать документ)

       Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

       1) законодательном разграничении  полномочий между органами власти  всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

       2) обеспечении органов власти соответствующего  уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

       3) обеспечении вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  всех звеньев бюджетной системы;

       4) самостоятельности и равноправии  каждого бюджета, входящего в  бюджетную систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

       5) организации межбюджетных отношений  в рамках бюджетной системы  РФ.

       2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации

       Роль  консолидированных бюджетов субъектов  Федерации в бюджетной системе  России весьма значительна – с  их помощью в течение последних  семи лет перераспределялось до 17% ВВП. Кроме того, в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации (включая внебюджетные фонды) они занимают ведущее место и их доля в доходах увеличилась за последние годы с 44% до 61%, а в расходах – возросла с 39% до 55%. Увеличение роли консолидированных бюджетов субъектов Федерации в расходах бюджетной системы происходило за эти годы постепенно и в целом отражала меры, предпринимаемые в рамках бюджетной политики, направленные на передачу основной массы расходных обязательств, за исключением расходов федерального значения, региональным бюджетам.

Таблица 2. - Доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации в 2000-06 гг.(в % ВВП)10

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Налоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Доходы

Расходы

12,6 

1,7

14,6

12,7

14,3 

2,6

17,9

17,0

13,1 

3,4

17,6

17,0

12,2 

1,8

14,8

15,2

11,6 

2,1

14,7

15,6

12,9 

1,9

15,9

17,2

11,5 

1,6

14,8

15,0

Таблица 3. - Доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации в 2000-06 гг.

(в % от  консолидированного бюджета РФ)11

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Налоговые доходы

Доходы

Расходы

44%

44%

39%

58%

53%

48%

54%

53%

47%

53%

54%

53%

54%

58%

55%

57%

60%

57%

57%

61%

55%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Форма государственного устройства той или  иной страны накладывает отпечаток  на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.

       Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако, оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.

       Помимо  федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие “консолидированный бюджет”. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Нормативно-правовые источники 

       
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Новая редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 302 с.

           2. Конституция РФ. 

           Периодические издания 

       3. Самохвалов А. Федеральный бюджет  и бюджеты субъектов Федерации:  состояние взаимодействия // Российский  экономический журнал. - 2007. - 11 - с. 38.

       4. Сапилов Е.В. Государственные  органы управления финансами  России / Ин-т экономики РАН. Центр  информации. - М., 2008. - 162 с.  

       Учебники, монографии, брошюры 

       5. Литовченко В.П., Соловьёв В.И. Финансы и кредит. Часть 1. Государственные финансы. Рабочая тетрадь студента / Под редакцией В.П. Литовченко. - М.: Национальный институт "Высшая школа управления", 2006. - 197 с.

       6. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. - 135 с.

       7. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. - Петрозаводск, 2007. - 118 с.

       8. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учёта. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 126 с.

       9. Балтина А.М., Волохина В.А. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2004. - 197 с.

       10. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005 - 185 с.

       11.Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. доц. И.Н. Юдиной. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. - 238 с.

       12.Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 486 с.

       13. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с.

       14. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт-Издат, 2008. - 543 с.

       15. Финансы и кредит. Под ред. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.

       16. Богачева О. И. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2005. - 8. - с. 30.  

           Электронные ресурсы 

    1. Федеральная служба государственной статистики

             www.gks.ru 
       

Информация о работе Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура