Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа
Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.
Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России……………………………………………………6
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..6
1.2. Общественные функции бюджета…………………………………………..9
1.3. Межбюджетные отношения………………………………………………..12
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм………………………………………………………………………19
2.1 Консолидированный бюджет……………………………………………….19
2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование…………...20
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….22
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….…..30
В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.
Общую
схему собственных и
Рисунок 1. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов.5
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм
2.1 Консолидированный бюджет
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
Консолидированный
бюджет 6— это свод бюджетов всех уровней на соответствующей
территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный
бюджет РФ — это свод федерального
бюджета
и консолидированных бюджетов субъектов
РФ без учёта бюджетов государственных
внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных
трансфертов.
Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой
свод регионального бюджета, местных бюджетов
территорий, административно входящих
в субъект Федерации и бюджета государственного
территориального фонда обязательного
медицинского страхования ТФОМС.
Рисунок
2. – Схема уровней
Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.
Рисунок
3. Схема распределения бюджета
области.8
2.2.
Понятие консолидированного
бюджета и его использование
В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.
В современных условиях правовой основой консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса РФ.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ 9.
Показатели консолидированных бюджетов используют:
• для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
• при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;
• при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;
• при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;
•
для определения степени
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Показатели
консолидированных бюджетов используются
в бюджетных и финансовых планировании
и прогнозировании (при разработке
прогнозов экономического и социального
развития государства, территорий используются
финансовые показатели, в основе которых
показатели консолидированных бюджетов).
А также при анализе формирования и использования
финансового фонда страны (суммы всех
финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную
систему). Показатели консолидированных
бюджетов используются при расчетах, характеризующих
различные виды обеспеченности жителей
страны, территорий, например, бюджетные
расходы на одного жителя на медицинское
обслуживание, образование.
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Конституции страны Россия является федеративным государством.
Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.
Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11.
Конституции Российской Федерации, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.
Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:
•
федеральная государственная
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
• федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
•
федеральные фонды
• внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
• внешнеэкономические отношения РФ;
• оборона и безопасность.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• разграничение государственной собственности;
• координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
•
установление общих принципов
•
установление общих принципов организации
системы органов
• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Важную роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Одним из недостатков в реализации федерализма наблюдается несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.
Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:
•
обеспечивает координацию деятельности
федеральных органов
• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;
•
разрабатывает совместно с
• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
•
согласовывает проекты решений
федеральных органов
Информация о работе Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура