Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание

Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.
Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.
Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание

Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России……………………………………………………6
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..6
1.2. Общественные функции бюджета…………………………………………..9
1.3. Межбюджетные отношения………………………………………………..12
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм………………………………………………………………………19
2.1 Консолидированный бюджет……………………………………………….19
2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование…………...20
2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….22
2.4. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Федерации………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….…..30

Работа состоит из  1 файл

Консолидированный бюджет субъекта федерации сущность, функции, структура.docx

— 96.85 Кб (Скачать документ)

       В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

       В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

       Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде.

            

       Рисунок 1. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов.5

       2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм

       2.1 Консолидированный  бюджет

       Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

       Консолидированный бюджет 6— это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС. 

       

       Рисунок 2. – Схема уровней консолидированного бюджета.7 

       Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединения бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации.

         

       Рисунок 3. Схема распределения бюджета  области.8 

       2.2. Понятие консолидированного бюджета и его использование                          

       В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации в  Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было включено понятие "консолидированный бюджет". В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

       В современных условиях правовой основой  консолидированного бюджета является ст. 16 Бюджетного кодекса РФ.

            Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации).

            Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза Бюджетный кодекс РФ возлагает на Министерство финансов РФ 9.

            Показатели консолидированных бюджетов используют:

       • для анализа формирования доходов  и использования расходов бюджетов страны и регионов;

       • при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;

       • при финансовом планировании, состоянии  балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;

       • при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;

       • для определения степени централизации  финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.

       Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

       Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

       Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального  развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование. 

       2.3. Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации.

       Согласно  Конституции страны Россия является федеративным государством.

       Согласно  Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

            Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

       Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный в ст. 11.

       Конституции Российской Федерации, федеративных и  иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

       Правовой  формой разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

       Согласно  ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся:

       • федеральная государственная собственность  и управление ею;

       • установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

       • установление правовых основ единого  рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

       • федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы;

       • федеральные фонды регионального  развития;

       • внешняя политика и международные  отношения РФ, международные договоры РФ;

       • внешнеэкономические отношения  РФ;

       • оборона и безопасность.

       В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции):

       • вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными  и другими природными ресурсами;

       • разграничение государственной  собственности;

       • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

       • установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации;

       • установление общих принципов организации  системы органов государственной власти и местного самоуправления;

       • координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

       Важную  роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

       Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

       Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.

       Одним из недостатков в реализации федерализма  наблюдается несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

       Согласно  Указу Президента полномочный представитель  федерального округа выполняет следующие функции:

       • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;

       • организует взаимодействие федеральных  органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;

       • разрабатывает совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

       • организует контроль за исполнением  федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

       • согласовывает проекты решений  федеральных органов государственной  власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

Информация о работе Консолидированный бюджет субъекта федерации: сущность, функции, структура