Контроль над формированием доходов бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание

Поэтому целью курсовой работы является изучение контроля над формированием доходов бюджета и его осуществление органами государственной власти на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятия дохода бюджета и контроля, а также рассмотреть основные формы контроля;
- проанализировать реализацию контроля налоговыми службами на конкретном примере;
- предложить пути совершенствования государственного контроля.

Содержание

Введение ………………………………….……………………………………...3
I. Теоретические основы организации контроля над формированием доходов бюджета ………………………………..…………………………………………5
Сущность и основные виды доходов бюджета ………………..….5
История развития бюджетного контроля и его основные формы …………………………………………………………………11
Цели и задачи бюджетного контроля в части формирования доходов…………………………………………………………………………..14
II. Исследование контроля над доходами регионального бюджета РФ на примере Нижегородской области за январь-сентябрь 2011-2012 гг.…16
2.1. Характеристика государственных органов финансового контроля в Нижегородской области …………………………….………………………… 16
2.2. Анализ поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по данным УФНС по Нижегородской области за январь-сентябрь 2011-2012 гг..………………………………………………….18
III. Оптимизация структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации............................. 25
Заключение ………………………………………………………....…………... 30
Список использованной литературы ………………………..…………………32

Работа состоит из  1 файл

сама курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации [1; ст.46].

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в  принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Также бюджеты  всех уровней бюджетной системы имеют собственные и регулирующие доходы. К собственным относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Регулирующие  доходы – это налоги, по которым законодательными представительными органами власти вышестоящего территориального уровня устанавливаются на временной основе (в том числе на очередной финансовый год) нормативы отчислений (в %) в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях бюджетной регулирования. Нормативы отчислений могут дифференцироваться, но в соответствии с бюджетным законодательством они должны носить долговременный (не менее чем на три года) характер.

1.2 История развития бюджетного контроля в РФ и его основные формы

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России. И 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ", и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.  
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.

Под государственным  и муниципальным (бюджетным) контролем  понимается система мероприятий  по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.

Целью контроля является обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности формирования и управления государственными и муниципальными финансами.

Под системой государственного и муниципального финансового контроля необходимо подразумевать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных  и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными Бюджетным законодательством на осуществление такой деятельности.

Элементами  системы контроля являются:

- органы, осуществляющие  в соответствии с Бюджетным  законодательством РФ государственный  и муниципальный финансовый контроль;

- кадровое обеспечение  функционирования органов государственного  и муниципального финансового  контроля;

- нормативно-правовая  база, устанавливающая основы функционирования  и правила поведения контрольно-ревизионных  мероприятий;

- информационно-коммуникационная  инфраструктура, включающая в себя  процедуры взаимодействия и передачи  информации между органами государственного  и муниципального финансового  контроля.

Органы государственной  власти осуществляют следующие формы  финансового контроля:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Его специфика заключается в том, что он носит предупредительный характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм и порядка, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере;

- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.  Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонений фактических показателей от бюджетного плана.

Рис.1 Методы финансового  контроля

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого объекта. Проверки подразделяются на документальные и фактические. В ходе проведение документальной проверки в качестве источника информации для осуществления контроля выступают финансовая отчетность и документация. А фактическая проверка – это конкретное мероприятие, основанное на исследовании фактических данных. Приемами данной проверки могут быть инвентаризация, экспертная оценка или визуальное наблюдение.

Обследование  заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого объекта.

Наиболее распространенным методом бюджетного контроля является ревизия, которая представляет собой систему обязательных конкретных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных финансовых операций, правильности их отражения в отчетности, а также законности действий руководителя иных лиц, на которых законодательством возложена ответственность за их осуществление.

1.3   Цели и задачи бюджетного контроля в части формирования доходов бюджетов

Осуществляя ту или иную форму бюджетного контроля, органы государственной власти преследуют определенную цель.

Целью финансового  контроля на всех стадиях бюджетного процесса является:

- обеспечение  соблюдения действующего бюджетного  законодательства в части формирования  бюджета: своевременное и в  полном объеме поступление доходов;

-  выявление  и устранение негативных факторов, отрицательно сказывающихся на изменении финансового состояния и качества управления бюджетом, реализацию мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и качества управления бюджетом административно – территориального образования;

- выявление  и устранение рисков бюджета.

Итак, исходя из цели бюджетного контроля, можно определить основные его задачи относительно формирования доходов бюджетов. К ним относятся:

  1. улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  2. выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  3. пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  4. обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  5. соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
  6. контроль за правильностью ведения учета и отчетности;
  7. выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
  8. проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Однако, из-за постоянно  изменяющихся социально-экономических, политических условий подвержены изменению  и цели, и задачи финансового контроля.

 

II. Исследование контроля над доходами регионального бюджета РФ на примере Нижегородской области за 2011-2012гг

2.1  Характеристика государственных органов финансового контроля в Нижегородской области

Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля осуществляет  контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;  на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов.  Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов. В России в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти всех уровней бюджетной системы РФ.

 Важным шагом  в развитие государственного  финансового контроля в Нижегородской  области явилось принятие Закона  Нижегородской области от 9 марта  2010 г. № 36-З "О государственном  финансовом контроле в Нижегородской области". Систему органов государственного финансового контроля в Нижегородской области образуют:

- контрольно-счетная палата  Нижегородской области;

- министерство финансов  Нижегородской области;

- главные распорядители  средств областного бюджета;

- главные администраторы  доходов областного бюджета;

- главные администраторы  источников финансирования дефицита  областного бюджета.

 

Но главным  государственным контрольным органом, особенно на региональном уровне, является все-таки Федеральная налоговая служба, поскольку около 90% доходов бюджета образуется за счет налоговых поступлений. 

Так Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции в области контроля над доходами бюджета региона:

  1. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды и руководит работой нижестоящих налоговых органов.
  2. Обеспечивает проведение на территории Нижегородской области разъяснительной работы в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,
  3. Координирует проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
  4. Обеспечивает организацию контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции.
  5. Представляет в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти Нижегородской области информацию о выявленных нарушениях в области формирования доходов бюджета.
  6. Анализирует отчетные, статистические данные и результаты налоговых проверок, подготавливает на их основе предложения Федеральной налоговой службе по применению законодательства о налогах и сборах.
  7. Выполняет функции получателя и распорядителя бюджетных средств, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
  8. Осуществляет в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом.
  9. Осуществляет иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

2.2 Анализ поступления доходов в бюджетную систему РФ по данным УФНС по Нижегородской области за январь-сентябрь 2011-2012 года

Среди основных функций налогов – фискальной, распределительной, регулирующей – первой и более последовательно реализуемой является фискальная функция, обеспечивающая правительство финансовыми ресурсами, необходимыми для воплощения его главных задач в военной, социальной, природоохранной, экономической областях. Решение этих задач прямо зависит от размеров поступлений налогов, росту которых в большой степени может способствовать анализ состояния контрольной работы, проводимый налоговыми органами всех уровней на основании характеристик статистической отчетности.

В целях  обеспечения  исполнения  доходной  части федерального бюджета,   получения   полной   и    своевременной систематизированной  информации о ходе поступления налогов  и других обязательных платежей в  бюджетную систему Российской  Федерации  и взносам в государственные внебюджетные фонды, обеспечения контроля за соблюдением   налогового    законодательства    и    подготовки соответствующей информации    Президенту   Российской   Федерации, Правительству Российской    Федерации,     федеральным     органам  исполнительной власти Российской Федерации утверждены формы отчетности Управления Федеральной Налоговой службы по Нижегородской области.

Форма налоговой  отчетности 1-НМ «Отчет о поступлении  налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» составлена в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Отчеты предоставляются государственными налоговыми инспекциями по субъектам РФ в вышестоящий налоговый орган 8-го числа месяца, следующего за отчетным.  Отчеты по форме 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным отраслям экономики» представляются государственными налоговыми инспекциями по субъектам РФ 2-го числа месяца, следующего за отчетным. Отчеты составляются нарастающим итогом с начала года. Формирование отчета осуществляется в соответствии с классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) в зависимости от характера основного вида деятельности и показывает, сколько начислено по расчетам (декларациям) текущего года по отраслям экономики, а также поступление по налоговым платежам в разрезе отраслей. Отчетные данные о поступлении налоговых платежей на каждую отчетную дату должны сверяться с данными территориальных органов федерального казначейства.

 

Табл. № 1 Анализ поступлений доходов в бюджетную систему Нижегородской области за январь-сентяюрь 2011-2012гг.(млн.руб.)

Информация о работе Контроль над формированием доходов бюджета в Российской Федерации