Контроль над формированием доходов бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание

Поэтому целью курсовой работы является изучение контроля над формированием доходов бюджета и его осуществление органами государственной власти на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятия дохода бюджета и контроля, а также рассмотреть основные формы контроля;
- проанализировать реализацию контроля налоговыми службами на конкретном примере;
- предложить пути совершенствования государственного контроля.

Содержание

Введение ………………………………….……………………………………...3
I. Теоретические основы организации контроля над формированием доходов бюджета ………………………………..…………………………………………5
Сущность и основные виды доходов бюджета ………………..….5
История развития бюджетного контроля и его основные формы …………………………………………………………………11
Цели и задачи бюджетного контроля в части формирования доходов…………………………………………………………………………..14
II. Исследование контроля над доходами регионального бюджета РФ на примере Нижегородской области за январь-сентябрь 2011-2012 гг.…16
2.1. Характеристика государственных органов финансового контроля в Нижегородской области …………………………….………………………… 16
2.2. Анализ поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по данным УФНС по Нижегородской области за январь-сентябрь 2011-2012 гг..………………………………………………….18
III. Оптимизация структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации............................. 25
Заключение ………………………………………………………....…………... 30
Список использованной литературы ………………………..…………………32

Работа состоит из  1 файл

сама курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

Наименование

январь-сентябрь 2011

удельный  вес

2012 год     январь- сентябрь

удельный  вес 

в процентах  к 2011 году

01.10.2011

в %

01.10.2012

в %

Всего поступило в бюджетную систему  РФ

104 384,27

100

117 003,42

100

112,10

из  него без ЕСН, зачисленного в федеральный  бюджет, и страховых взносов ГВФ

103 886,98

99,52

116 983,51

99,98

112,60

в том  числе:

         

Налоги  и сборы в консолидированный бюджет (вкл ЕСН)

103 901,68

99,54

116 987,26

99,99

112,60

Государственные внебюджетные фонды

482,59

0,46

16,16

0,01

3,30




 

В 2012 году за январь-сентябрь в бюджетную систему  налогов и сборов поступило117 003,42 млн.руб., из них в консолидированный бюджет РФ, включая единый социальный налог, зачислено116 987,26млн. руб., а в государственные внебюджетные фонды –16,16 млн.руб. За аналогичные 9 месяцев 2011 года поступления составляли 104 384,27 млн.руб. Произошел рост поступлений в 2012 году на 12,1%. Это может показывать, что достаточно эффективно работают контрольные налоговые органы, но требуется  более детальное рассмотрение.

Поступления единого  социального налога (или социальных отчислений) с начала 2012 года составили 3,75 млн. руб., что меньше на 10,95 млн. руб. или составляют 25,5% к 2011 году, когда они были в размере 14,7 млн. руб.

 

Табл. № 2  Анализ поступлений в разрезе  основных видов платежей (млн. руб.)

 

январь-сентябрь 2011

2012 год     январь- сентябрь

в процентах  к 2011 году

Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет РФ (вкл.ЕСН)

103901.68

116987.26

112.6

из  них без ЕСН, зачисляемого в федеральный  бюджет

103886.98

116983.51

112.6

в федеральный  бюджет(вкл.ЕСН)

30760.32

35116.92

114.2

из  него без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет

30745.62

35113.17

114.2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

73141.36

81870.34

111.9

из  них:

     

Налог на прибыль организаций

22206.39

20122.83

90.6

в федеральный  бюджет

2270.22

1368.00

60.3

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

19936.18

18754.84

94.1

Налог на доходы физических лиц

     

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

26085.09

29159.11

111.8

Единый  социальный налог в федеральный  бюджет

14.70

3.75

25.5

Налог на добавленную стоимость

23447.81

28054.47

119.6

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

22275.81

26750.05

120.1

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  из Республики Беларусь

1171.99

1304.42

111.3

Акцизы

19652.57

23901.91

121.6

в федеральный  бюджет

4823.67

5493.50

113.9

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

14828.90

18408.41

124.1

Налог на имущество организаций

6291.87

7429.39

118.1

Транспортный  налог

886.19

1262.16

142.4

Налоги  и сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

59.65

64.82

108.7

      в федеральный бюджет

32.19

31.31

97.3

в консолидированные  бюджеты 

27.46

33.52

122.1

в том числе:

     

налог на добычу полезных ископаемых

26.88

32.95

122.6

в федеральный  бюджет   

.80

.97

121.6

в консолидированные  бюджеты

26.08

31.98

122.6


В федеральный  бюджет за период с января по сентябрь 2012 года было зачислено за счет налогов  и сборов без учета социальных отчислений 35113,17 млн. руб., в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 81870,34млн. руб.. Если сравнивать данные показатели с 2011 годом, то можно сказать, что доходы федерального бюджета незначительно увеличились, и это увеличение  произошло на 14,2%. А доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 11,9%, так как в 2011 году поступления составляли 73141,36млн. руб.

Анализируя, поступления доходов в консолидированный бюджет в разрезе основных видов платежей, можно сделать некоторые выводы.

Доходы консолидированных  бюджетов субъектов РФ увеличились  за счет поступлений от уплаты следующих  налогов:

    • Налога на доходы физических лиц-11,8%;
    • НДС – 19,6%;
    • Акцизов – 24,1%;
    • Транспортного   налога – 42,4 %;
    • Налога на имущество организаций – 18,1%;
    • Налога на добычу полезных ископаемых – 22,6%;

Как мы видим, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года произошло снижений поступлений платежей в бюджет по налогу на прибыль на 5,9 %.

В структуре  платежей наибольший удельный вес занимают:

    • НДФЛ;
    • НДС;
    • Акцизы.

Однако, несмотря на рост показателей, со сбором НДФЛ есть проблемы. В рамках кампании легализации заработной платы в течение первого полугодия рассмотрены дела по шести с половиной тысячам работодателей, выплачивающих заработную плату ниже МРОТ (4611 рублей) и установленных правительством Нижегородской области средних уровней по видам экономической деятельности. В результате повысить размер зарплаты в среднем на 20 процентов (с 6,9 до 8,4 тысячи рублей) согласились свыше пяти тысяч работодателей, или 77 процентов всего количества организаций, рассмотренных на комиссиях. Увеличение жалованья сотрудников у этой категории налогоплательщиков привело к дополнительному поступлению в консолидированный бюджет области 70 миллионов рублей НДФЛ.

Таким образом, можно  сказать, что в совокупности поступлений  платежей в бюджет за январь-сентябрь 2012 года было больше , чем в 2011 году. Но, наблюдается тенденция по снижению поступлений платежей по налогу на прибыль, это может быть связано с тем, что примерно 25 процентов всех предприятий создают себе искусственный убыток, чтобы не платить налог на прибыль. Схема простая: на полученный доход предприятие покупает недвижимость, иногда в другом регионе, и благодаря этому в балансе сразу же появляются убытки вместо прибыли. Получается, что предприятие приобретает основные средства за счет тех денег, которые должны пойти в бюджет в виде налога. Всё равно необходимо  активизировать работу по увеличению собираемости налогов. Если исполнение регионального бюджета в первом полугодии можно считать удачным, то вторая половина 2012 года будет более напряженной. Таким образом, основная проблем остается неизменной всегда, плательщик стремится, так или иначе, избежать уплаты налога. А также существует проблема отсутствия  федерального закона о системе органов государственного контроля с четким обозначением их обязанностей и ответственности, поэтому с этой целью следует не останавливаться на достигнутом и продолжать совершенствование системы государственного контроля.

Повышение эффективности  деятельности проводится налоговыми органами повсеместно. Налоговыми органами области  в течение полугодия 2012 года продолжалась работа с налоговыми агентами, которые  имеют задолженность по НДФЛ. На постоянной основе проводится мониторинг задолженности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.

По состоянию на 01.07.2012 года задолженность по НДФЛ свыше 200 тыс. рублей имеют 625 налоговых агентов, т.е. за месяц количество уменьшилось  на 15 организаций, по состоянию на 01.06.2012 года составляло 640 налоговых агентов.

По состоянию на 01.07.2012 года налоговыми органами области зарегистрировано 152 тыс. деклараций о доходах физических лиц по форме 3-НДФЛ, что выше аналогичного показателя прошлого года на 15%.

На увеличение количества представленных деклараций положительно повлияло и проведение 10 и 21 апреля «Дня открытых дверей» в 20 инспекциях области и 14 ТОРМах. В эти дни налогоплательщики имели возможность не только получить консультации по вопросам налогообложения, но и получить практическую помощь в пользовании Интернет-ресурсами налоговых органов, а также практическую помощь в заполнении деклараций о доходах физических лиц.

Доходы свыше 1 млн  рублей продекларировали свыше 9,5 тысяч  граждан, из них доход свыше 1 млрд рублей указан в 8 декларациях: 5 физических лиц и 3 индивидуальных предпринимателей.

Самым распространенным является имущественный вычет, связанный  с приобретением земельных участков, жилых домов, квартир, комнат или  строительством жилья.

Работа по привлечению физических лиц к декларированию доходов будет продолжаться и далее, т.к. не все граждане выполнили свою обязанность по представлению деклараций.

Налоговыми органами совместно с органами Управления Росреестра по Нижегородской области, технического учета имущества и органами местного самоуправления продолжена работа по выверке налоговой базы для исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц об объектах недвижимого имущества. Данная работа проводится в новых форматах с использованием программного продукта.

 

 

 

III. Оптимизация структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации

Значительное  влияние на развитие новых видов  государственного финансового контроля и аудита в России оказывают мировой опыт, методология и практика Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), материалы и документы специальных семинаров и конгрессов по проблемам аудита эффективности, проводимых ЕВРОСАИ , АЗОСАИ и др.

Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов. Действующая в настоящее время система управления государственными финансовыми ресурсами не отличается отлаженным механизмом контроля; государственный финансовый контроль реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

По результатам изучения нормативных правовых актов 76 субъектов  Федерации, лишь в девяти из них, в  структуре аппарата высшего органа исполнительной власти, либо в подчинении высшего должностного лица существует орган, наделённый полномочиями органа государственного финансового контроля.

В 67 субъектах  органы государственного финансового  контроля входят в структуру финансового  органа.

Таким образом, в настоящее время согласно положениям БК РФ к органам государственного финансового контроля субъекта Федерации относятся:

- контрольно  счетные органы, осуществляющие  внешний финансовый контроль (Счетная  палата субъекта Федерации);

- финансовый  орган, осуществляющий внутренний  финансовый контроль;

- контрольно-ревизионные  подразделения, находящиеся в составе или созданные финансовым органом, осуществляющие текущий и последующий контроль над правомерностью и целевым характером использования бюджетных средств;

- структурные  подразделения ГРБС, осуществляющие  ведомственный финансовый контроль.

Возможность существования иных органов, наделенных полномочиями государственного финансового контроля, т.е. не созданных финансовым органом или ГРБС, бюджетным законодательством не предусматривается.

К возможным  формам совершенствования ГФК в  регионах относится:

  1. разработка принципиально новой модели территориальной системы организации государственного финансового контроля за исполнением региональных бюджетов на основе упорядочения взаимодействия различных контрольных структур;
  2. создание в регионе независимого в ведомственном отношении органа по контролю за законным формированием средств всех бюджетов, с акцентом на предварительный контроль; совершенствование форм и методов контрольно-аналитической работы путем законодательного регламентирования различных их видов (экономический анализ, обследование, оценка, экспертиза), а также закрепления «ревизии» как основного метода контрольной работы, ее параметров;
  3. закрепление задач, прав, обязанностей, порядка деятельности ревизора, работника контрольно-счетной палаты;
  4. разработку системы мероприятий по усилению роли ведомственного контроля и их правовую регламентацию.

Финансово-бюджетный  контроль на территориальном уровне необходимо рассматривать как совокупность управленческих мероприятий, проводимых государственными органами власти по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании денежных фондов субъектов РФ и местных органов управления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. Особое место в системе бюджетного контроля отводится сейчас предварительному контролю как более эффективной, по сравнению с последующим контролем, форме. Субъектами предварительного контроля выступают органы государственной власти и специальные органы государственного финансового контроля (в процессе казначейского исполнения бюджета) на региональной и местном уровнях.

Предметом предварительного контроля является вся  система денежных (финансовых) отношений, возникающих в процессе функционирования объектов контроля между его субъектами и органами государственной власти, бюджетными учреждениями (организациями) и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов в территориальном, социальном и отраслевом разрезах. Объектом предварительного контроля, в наиболее общем виде, является деятельность территориальных органов законодательной и исполнительной власти, имеющая отношение к формированию бюджетных средств, а также финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений: министерств, ведомств, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Предварительный контроль за законным формированием  средств территориальных бюджетов, будучи частью системы государственного финансового контроля, строится на общих принципах и задачах последнего.

Этапы создания комплексной системы предварительного контроля за формированием доходов  регионального бюджета:

1. разработка компьютерной программы, обеспечивающей непосредственное функционирование системы предварительного контроля;

3. внесение необходимых изменений в Положение о Министерстве финансов (финансовом управлении) субъекта РФ и его структуре; создание отделов предварительного контроля; оборудование соответствующих помещений; обеспечение компьютерной техникой; разработка и внедрение электронной программы; обучение персонала;

4. апробация  системы предварительного контроля  за формированием доходов регионального  бюджета;

5. перевод на  систему предварительного контроля.

Последовательность  действий в повышении эффективности работы государственного аппарата:

Информация о работе Контроль над формированием доходов бюджета в Российской Федерации