Кредитно- денежная политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия.

Содержание

Введение ……...………………………………………..………………………… 3
Часть 1: Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………...…..… 4
1.1. Цель, задачи, объекты …………..…………………………………… 4
1.2. Целевой подход денежной политики …………………….…….….. 5
1.3. Этапы ………………………………………………………….……… 6
Часть 2. Основные инструменты денежно- кредитной политики Центрально банка ……………………………………………………………………………... 7
2.1. Перечень инструментов …………………….………………….……. 7
2.2. Ценные бумаги ……………………..…………………………........... 8
Часть 3. Особенности денежно- кредитной политики Республики Беларусь …………………………………………………………………………………… 23
3.1 Три этапа эволюции ………………………… ………….………...... 23
3.2. Путь к стабилизации …… …………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….…… 27
Литература ………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

d-k_politika_gosydarstva.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

На тему: Кредитно- денежная политики в Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……...………………………………………..………………………… 3

Часть 1:  Цели и задачи денежно-кредитной политики ……………...…..…  4

1.1. Цель, задачи, объекты …………..…………………………………… 4

1.2. Целевой подход денежной политики …………………….…….…..  5

1.3. Этапы ………………………………………………………….……… 6

Часть 2. Основные инструменты денежно- кредитной политики Центрально банка ……………………………………………………………………………... 7

2.1. Перечень инструментов …………………….………………….……. 7

2.2. Ценные бумаги ……………………..…………………………........... 8

Часть 3. Особенности денежно- кредитной политики Республики Беларусь  …………………………………………………………………………………… 23

3.1 Три этапа эволюции ………………………… ………….………...... 23

3.2. Путь к стабилизации …… …………………………………………..25

Заключение ……………………………………………………………….……  27

Литература ………………………………………………………………………28

 

Введение

 

«Денежно – кредитная  политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное  положение не только в сфере эмиссии  банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.»1

Осуществляя эмиссию  и кредитование экономики, банки  выполняют полезную и необходимую  для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся  объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут  рассмотрены принципы и цели кредитной  политики, ее инструменты и проблемы ее реализации.

 

Глава 1: Цели и задачи денежно-кредитной  политики.

 

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Денежно-кредитная  политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

а) центральный банк страны и министерство финансов;

б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

г) аналитические и  научные центры национальной банковской системы.

В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:

1) поддержание должного  состояния самой денежно-кредитной  сферы;

2) использование денежно-кредитной  сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

 

    1. Цель, задачи и объекты.

 

Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

а) поддержание долговременного  и устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

в) сохранение доверия  населения к национальной банковской системе;

) поддержание на высоком  уровне надежности национальной  банковской системы;

д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Выделение главной цели и перечня стратегических задач  связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная  сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из

состояния торгового  и платежного баланса страны.

Пример. К тактическим задачам денежно-кредитной политики следует отнести поддержание на определенном уровне ставки рефинансирования (учетная ставка), уровня монетизации ВВП, сокращение удельного веса наличных денег. Специфические задачи обычно связаны с поддержанием валютного курса, с использованием валютных резервов и кредитованием отраслей национальной экономики.2

Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.

 

1.2. Целевой  подход денежной политики.

 

Следует признать, что  воздействие монетарных рычагов  на состояние национальной экономики  обнаруживается лишь по истечении определенного  периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.

Данное обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей денежно-кредитной  политики (см. рис. 1). Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.


   Операционные цели            Промежуточные цели           Стратегическая цель


 


 

 


  Решение оперативных           Решение тактических           Решение стратеги-

                 задач                                       задач                                ческих задач

 

Рис. 1. Система целей современной денежно- кредитной политики

В качестве таковых обычно выступают уже известные нам  денежные агрегаты из «семейства М». В  свою очередь для достижения промежуточных  целей подбирается другой набор  переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной  политики предполагает комплексное  решение промежуточных задач. Оперативный  анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.

Критерием выбора промежуточных  и операционных целей выступает  трудоемкость измерения соответствующего показателя, доступность экономической  информации, а также предсказуемость их воздействия на стратегические цели экономического развития.

 

1.3. Этапы

 

В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

1) критическая оценка  ситуации, конкретизация задач социально-экономического  развития на предстоящий период;

2) подбор конкретных  инструментов денежно-кредитной  политики с учетом доминирующих  теоретических конструкций;

3) приведение в движение  избранных монетарных факторов  воздействия, контроль за ситуацией  в денежно-кредитной сфере;

4) передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки и т. д.) на экономические процессы.

 

 

Глава 2.  Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка

 

    1. Перечень инструментов.

 

Главным субъектом государственной  денежно-кредитной политики выступает  Центральный банк страны, который  является специальным агентом правительства, хранит золотовалютные резервы державы. Он же разрабатывает программы денежно-кредитной политики, доводит коммерческим банкам соответствующие распоряжения и предписания.

Денежно-кредитная  политика Центрального банка представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса.

Выше определено содержание денежно-кредитной политики ЦБ страны с точки зрения решения тактических  задач. В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования  ЦБ выделяются:

) операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

2) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

3) изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

4) валютное регулирование;

5) лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.);

6) административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.

Среди перечисленных  выше средств воздействия при  желании можно выделить экономические  и административные, прямые и косвенные  методы регулирования. Обычно они взаимно  дополняются, а их реальное соотношение  изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Так, операции ЦБ с ценными  бумагами на вторичном рынке оказывают  прямое воздействие па состояние  платежной системы и кредитный  потенциал балкон второго уровня. 11,15, регулируя уровень ликвидности  коммерческих банков, использует их экономический интерес получать процентный доход в той или иной форме. Но очень часто центральные банки доводят коммерческим банкам норматив наличия цепных бумаг правительства в структуре активов (% от активов, приносящих доход).

Первые три инструмента регулирования в рамках современной денежно кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

Эффективность использования  того или иного инструмента та денежного регулирования тесно связана со степенью развития национального денежного рынка.                     

 

2.2 Ценные бумаги

 

Операции с цепными  бумагами па открытом рынке. Прежде всего выделим ценные бумаги правительства, которые используются при дефицитном финансировании бюджета.

Основными держателями  ценных бумаг такого рода обычно выступают  банки и финансовые компании, которые  приобретают их за счет собственных  средств или по поручению крупных  клиентов. Инициатором купли-продажи  ценных бумаг на открытом (вторичном) рынке в таком случае выступает ЦБ.

Операции на открытом финансовом рынке — это операции, Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.

Информация о работе Кредитно- денежная политики в Республике Беларусь